?15

миниcтерство образования и науки российской федерации
федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Институт экономики и права
Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Допущен к защите:
Руководитель работы
____________ / к.ю.н. С.В.Лозовская

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ПРАВО КАК СИСТЕМА. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

Исполнитель: студент очной формы обучения группы 571-4
ТАЙШИХИН ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ /___________/

Руководитель работы /__________ / ____________ / к.ю.н. С.В.Лозовская

Улан-Удэ 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика публичного и частного права…………......6
1.1. История и причины разделения права на публичное и частное…...….….6
1.2. Основания деления права на публичное и частное…………………….…8
ГЛАВА 2. Вопросы соотношения публичного и частного права…………....11
2.1. Специфические особенности публичного и частного права………….…11
2.2. Общие черты публичного и частного права…………………………..….13
ГЛАВА 3. Частное и публичное право в системе Российской Федерации….16
3.1.Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи………………………………………………… .16
3.2.Международное публичное и частное право в правовой системе России……………………………………………………………… …………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…29

ВВЕДЕНИЕ

В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.
За исходное при определении публичного и частного права предлагается взять высказывание Ульпиана, которое получило дальнейшее развитие в трудах многих ученых прошлого и современности. Ульпиан полагал, что публичное право характеризует положение Римского государства в целом, а частное право относится к пользе отдельных лиц (Д.1.1.1.2). С тех пор считается, что первое отражает и охраняет общие интересы государства, а второе направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов конкретного человека.
Сразу же отмечу, что интерес выступает общим и решающим критерием при определении правовой системы в целом и при характеристике публичного и частного права. Однако как внеправовой (внешний) критерий он здесь проявляется неодинаково. Для уяснения подлинного значения интереса применительно к рассматриваемой проблеме необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, интерес всегда привязан к человеку, его объединениям, социальным группам, слоям, всему обществу. Для позитивного права он изначально не является правовой категорией, в основе интереса могут лежать биологические, психологические, экономические, политические и иные потребности. Правовым интерес становится тогда, когда для его обозначения и реализации необходимы юридические формы и средства. Таковыми выступают субъекты и нормы права, субъективные права, обязанности, юридические гарантии, методы и формы их осуществления и др.
Во-вторых, интерес категория весьма динамичная во времени, пространстве и субъектном проявлении. Разумеется, надо учитывать, что со времен Древнего Рима публичные и частные интересы вместе с общественными и правовыми системами претерпели существенные изменения. Нуждаются в современной интерпретации и сами термины. Необходимо иметь в виду и то, что деление на публичное и частное право принято не во всех культурах и правовых системах. Традиционным примером такого деления выступает романо-германская правовая семья.
Исторический опыт государственного и правового строительства показывает, что формируются тенденции сближения публичных и частных начал и что наиболее положительные результаты общественного развития достигаются при оптимальном сочетании частных и публичных интересов в праве. На таком сочетании принципиальное юридическое равенство субъектов права в рамках единой правовой системы, устанавливается относительная стабильность общественных отношений, становится реальной возможность восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
В-третьих, реализация любого интереса идет как бы по двумя направлениям.
Одно из них не правовое, в его рамках какие-то интересы субъекта выражаются в нравственных или общественных полномочиях, обязанностях и нацелены на отношения, не входящие в сферу правового регулирования.
Правовое направление расщепляется на легитимное и антилегитимное, интересы здесь осуществляются через права и обязанности, только в первом случае реализация интереса конкретного субъекта права не затрагивает интересы и права других субъектов или интересы участников данных правоотношений совпадают, во втором случае интересы других субъектов ущемляются путем нарушения контрагентом их прав или невыполнения своих обязанностей. Первый случай характеризует действие частноправовых норм, обеспечивающих гармоническое совпадение всех интересов человека, во втором случае в дело включаются публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту частных легитимных интересов индивида.
Таким образом, интерес надо рассматривать как принципиальный, но не абсолютный критерий, применение которого помогает ответить на вопрос, чьи интересы (индивида или государства) и в какой степени право отражает и охраняет.
Целью настоящей работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, выявление особенностей публичного и частного права.
Объектом исследования в данной работе является соотношение публично-правовых и частноправовых начал в системе права.
В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания. По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Задачи:
- изучить историю и причины разделения права на частное и публичное;
- уточнить понятие публичного и частного права;
- выделить основания разделения права на публичное и частное;
- рассмотреть общие и специфические признаки публичного и частного права.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. История и причины разделения права на публичное и частное

Деление права на частное и публичное берет свое начало из римского права и связано с именем древнеримского юриста Ульпиана. Публичным правом он считал все, что относится к положению государства, а частным - то, что служит пользе или интересам отдельных лиц. В качестве образца частного права Ульпиан рассматривал римское гражданское право. Он, в частности, пришел к следующему выводу: «Публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная».
И нужно отметить, что подразделение права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли, в частности французский философ Ш.Л.Монтескье, английский философ Т.Гоббс, немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Подобный подход к делению права на публичное и частное представлен в исследованиях российских дореволюционных правоведов - Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и др.
Концепция разделения права на частное и публичное прошла испытание временем и во многом определила юридическую доктрину и практику законотворчества многих государств. Как справедливо указывает С.В. Поленина, «идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств».
Становление частного и публичного права происходит вместе с развитием общества и государства. Поскольку жизнь первобытного общества определялась коллективными началами - общиной, родом, интересы индивида полностью поглощались обществом, нет оснований говорить о существовании в этот период частного права, гарантирующего и защищающего права и интересы частных лиц. Деление права на публичное и частное обусловлено существующим различием между гражданским обществом и государством. Общество, отличное от государства, существовало всегда. Однако гражданское общество возникает в результате отделения государства от социальных структур и разгосударствления ряда общественных отношений. Вместе с этим также необходимо признать, что частное право существовало и до становления гражданского общества, но его сопоставление с публичным правом началось после формирования общества, независимого от государства. «Частноправовое развитие тесно связано со свободой общественного элемента, дающей простор гражданской жизни и позволяющей наиболее полно проявляться правовому творчеству общества».
С.С. Алексеев указывает, что Римское право «содержит не столько собрание юридических конструкций, сколько то, что уже в то время они (юридические конструкции) несли в себе начала частного права: юридическое равенство субъектов, их юридическую автономию, свободу договоров, диспозитивность». Анализ древнерусского права, в частности, Русской правды также свидетельствует о наличии норм частного права, в том числе в ней содержатся статьи о праве собственности и защите прав собственников от нарушителей.
Среди социально-экономических причин деления права на публичное и частное можно выделить:
Во-первых, случившиеся в Новое время, социально-экономические и политико-культурные изменения, которые привели к коренным сдвигам во всех строениях общества, а также к изменению места отдельного человека и различных социальных групп в этих структурах. Поэтому, идея о прирожденных и неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность оказала влияние на все последующие отношения между человеком и государством. На смену юридическое равенстве свободных людей. Впервые в истории все люди, независимо от их социального происхождения и занимаемого положения, были признаны равными участниками общественной жизни, наделенными законом определенными правами и свободами.
Во-вторых, главным институтом экономической системы становится рынок, а ее главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Эти изменения содействовали пробуждению личной инициативы, расширению возможностей отдельного индивида, укрепление его самостоятельности и независимости. Гражданское общество - это общество равноправных людей, легко проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от ненужных запретов и всесторонней регламентации.
В третьих, с конца XIX века ведущее место в промышленности и торговле от мелких предпринимателей переходит к крупным, торговым, финансовым корпорациям. Кроме того, рабочий класс, объединившийся в профессиональные союзы начал представлять внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели. Государство уже не может выступать только как «ночной сторож», все большее место в его деятельности занимают организация социального обеспечения, вопросы образования и здравоохранения, другие социальные функции.
1.2. Основания деления права на публичное и частное.
Деление права на частное и публичное берет свое начало с античного Рима. Источником всего публичного и частного права считаются законы XII таблиц. Классическое разграничение публичного и частного права сказано известным римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное – к пользе отдельных лиц».
Разграничение частного и публичного права может быть произведено по различным критериям.
Материальный критерий – по содержанию регулируемых отношений. «Единственной теоретически правильной сферой гражданского права является сфера отношений имущественных».
Формальный критерий – по процессуальным особенностям судебной защиты. Публичное право охраняется в рамках уголовного и административного судопроизводства, а частное – в рамках гражданского.
По способам и приемам правового регулирования (методу регулирования) различают метод власти и подчинения (императивный метод), который характерен для публичного права, и метод равенства участников (диапозитивный метод), который присущ частному праву. В публично-правовых отношениях один из участников обладает властными полномочиями по отношению к другому, а в частноправовых отношениях все участники юридически равны между собой.
По преобладанию определенного вида норм. Для публичного права характерно преобладание императивных норм, от которых участники правоотношений не могут отступать. Для частного права характерно преобладание диспозитивных норм, которые применяются лишь в том случае, когда участники правоотношений избрали иное поведение.

По составу участников правоотношений. В публичных правоотношениях одним из участников является публичное образование (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), от имени которых выступают соответствующие органы. В частных правоотношениях участниками, как правило, выступают физические и юридические лица. Публичные образования могут быть участниками частных правоотношений, но лишь на началах равенства с другими субъектами.
Ни один из показанных критериев не является абсолютным. Отчетливого разграничения между частным и публичным правом нет и на протяжении истории «граница между публичным и частным правом не всегда проходила в одном и том же месте».
Гражданское право представляет собой базовую отрасль частного права, основанную на принципах частного права, некоторые из которых сложились еще во времена римского частного права. Среди них:
-равенство участников правоотношений;
-неприкосновенность права собственности;
-свобода договора;
-автономия воли участников;
-недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.
Для того чтобы правоотношение было публичным, а не частным, необходимо, во-первых, чтобы одному субъекту принадлежало полномочие на власть по отношению к другому, а другой имел бы обязанность подчиняться первому. Это означает, что публичное правоотношение есть правоотношение юридически не равных субъектов: один является юридически независимым от другого (в пределах этого правоотношения!) и при этом авторитетным для него; другой, наоборот, обязан «признавать» авторитет первого, т.е. повиноваться ему и постольку является подчиненным. Понятно, что отношение каждого из нас к тому внешнему авторитету (к государственной власти, церковной власти), который устанавливает правовые нормы, следит за их исполнением и применяет их – является всегда публично-правовым. Отсюда ясно, что частное правоотношение есть правоотношение юридически равных субъектов: ни один из них не является для другого правовым авторитетом; однако при этом оба одинаково подчинены третьему, вне их правоотношения стоящему правовому авторитету, которому они обязаны повиноваться и к которому могут обратиться за разрешением спора о полномочиях и обязанностях.

ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА
2.1. Специфические особенности публичного и частного права

Частное право включает основные принципы правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. Основы частного права, например неприкосновенность собственности или свобода договора, почти нигде и никогда не действовали в чистом виде, подвергаясь по необходимости тем или иным ограничениям. Типы или виды правовых систем отличаются по степени и характеру этих ограничений. Тем не менее, даже при самых грубых ограничениях, частное права никогда не исчезала полностью, поскольку в любой из известных цивилизации нельзя было совершенно убрать товарообмен и товарное хозяйство.
Ценность частного права заключается в том, что оно регулирует, разнообразные взгляда по определению или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равноправии участников, самостоятельности их воли и их имущественной обособленности. Имущественные отношения могут и не упираться на указанные признаки, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. Значит, в этих случаях между участниками существует отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т. е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны перед другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют основу регулирования финансового (публичного) и административного права. Если, например, продавец по договору купли-продажи требует от покупателя уплаты стоимости товара, то это требование основано на том, что покупатель при заключении договора сам согласился на данные условия. Если же одна из сторон нарушит условия заключенного договора, то возникший спор может быть разрешен либо все-таки по их взаимному соглашению, либо по решению не заинтересованной в исходе спора третьего лица (стороны)- суда. А если деньги изымаются у лица в качестве налога, то никакого его согласия на это и не требуется и осуществление такого изъятия проводит сама заинтересованная сторона без обращения к суду даже в случае спора. Автономия воли участников частноправовых отношений, т. е. их свободное решение относительно того, вступать ли им в имущественные отношения, с какой стороны (контрагентом) и на каких условиях, обозначает, что такие решения участники принимают по своей инициативе, на свой страх и риск и под собственную имущественную ответственность. Они также сами определяют, осуществлять ли принадлежащие им права, включая и право на предъявление каких-либо имущественных требований через суд. Наконец, участники частноправовых отношений имущественно самостоятельны. Они являются собственниками своего имущества и в этом качестве присваивают полученный доход и несут риски вероятных убытков. Своим имуществом они отвечают по своим обязательствам перед другими участниками оборота. Все это не только формально, но и по существу побуждает их быть не только истинными хозяевами, но и расчетливыми предпринимателями.
Сферу гражданского (частного) права составляет и некоторые неимущественные отношения, участники которых также обладают автономией воли и самостоятельностью в их правовом определении. С позиций об учении частного права, гражданское право следует определить как основную отрасль права, регулирующего частные (имущественные и неимущественные) взаимные отношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, организовавшиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных (частных) интересов.
Проблема, таким образом, состоит не в разрешении или исключении вмешательства государства в имущественный оборот, а в ограничении этого вмешательства, в установлении законом его четких рамок и форм.

2.2. Общие черты публичного и частного права.

Правопорядок основывается на существовании, различии частноправового и публично-правового регулирования. Частное право с эпох Древнего Рима отображает частноправовую сферу с характерными ей основами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, самостоятельной судебной защиты нарушенных прав и интересов.
Развитие человеческой культуры с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новейших общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и социальных, а затем научной и информационной революций. Все это видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся на различии частного и публичного права. Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие основывается на принципиальном различии частных и публичных интересов, входящих в основу их первоначального различия. Как говорил древнеримский юрист Ульпиан: «Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц».
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось нелегким вопросом. Все потому, что в области частного права законодатель часто вынужден применять общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан.
Тем не менее, наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого разграничения частного и публичного права, так как отношения, входящие в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки раскрыть критерии разграничения этих сфер решались как отечественными, так и зарубежными учеными на протяжении многих веков. В итоге, стало очевидным, что это отличие включает в характере и приемах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников.
Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.

ГЛАВА 3. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы классификации и взаимосвязи

Отрасли права – это наиболее крупные и основные звенья строения советского права. Охватывающие важнейшие виды общественных отношений, которые по своему социально-политическому, экономическому содержанию требуют обособленного и юридически своеобразного регулирования. Наряду с этим для отраслей права свойственно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования.
Под юридическим режимом (в данной сфере правовых явлений) следует понимать особенную, единую систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфичными способами регулирования – особенным порядком появления, развития и формированием содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Хотя отраслевые режимы могут быть различными (они делятся на генеральные, видовые и специальные), любая отрасль права с юридической стороны выделяется в правовой системе именно таким режимом регулирования.
Отраслевой режим – является сложным по своей структуре. Более главными его черты могут быть характеризованы двумя основными составляющими, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права:
а) особым приемом регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания;
б) особенностью принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны.
Характерной особенностью регулятивных свойств данной правовой общности, присущих ей приемов регулирования является определяющим в отраслевом режиме. Для основных отраслей правовой системы– эти особенности настоль значительны, что они воплощаются в своеобразных, специфических только для данной отрасли методе и механизме правового регулирования. И хотя отраслевые методы и присущие им механизмы по своим элементам построена из двух простейших начел – централизованном и диспозитивном регулировании (1.17.4.)- последние в любой отрасли в сочетании со всей совокупностью приемов и способов правового воздействия (запретами, дозволениями, позитивным связыванием), (1.17.5.) получают своеобразное выражение. Это и является отражением, прежде всего, на правовом статусе субъектов – важнейшей черте каждой основной отрасли права и присущих ей метода и механизма регулирования.
Для каждой основной отрасли свойственен также свой, весьма специфический «набор» отраслевых принципов, общих положений, составляющих общую часть отрасли. Но все - таки определяющие, что придает правовому режиму основных отраслей юридически четкое, контрастное выражение и позволяет рассматривать его в качестве видового или даже генерального, – это наличие особых, только данной отрасли присущих метода и механизма регулирования.
В настоящие время присутствие, особого юридического режима регулирования и его, наиболее ярких для основных отраслей черт– своеобразного метода и механизма регулирования (которые проявляются, в особенностях правового статуса субъектов) – служит важным и непосредственным, безошибочным критерием того, что перед нами реально существующее подразделение в правовой системе, самостоятельная отрасль права.
В настоящие время, юридические признаки также нуждаются в толковании; они все производны, зависят, от материальных условий жизни общества. Для раскрытия первичной основы деления права на отрасли, нужно все время ссылаться на систематизирующие факторы, которые определяют строение права, и к тому, что определяющее значение при формировании подразделений правовой системы обладает предмет правового регулирования. Отраслевой режим регулирования всегда складывается применительно к одному из видов общественных отношений, экономическое, социально-политическое содержание, которого предопределяет и сам факт его формирования, и его юридическую особенность. Также во внимание должны быть приняты и другие систематизирующие факторы, а также независимость юридических режимов, возможность их распространения на другие, не характерные отношения. Также нужно учитывать субъективные факторы, в том числе возможность недочетов законодателя в определении юридического режима, используемого при опосредствовании.
Характеризующие особенности фундаментальных (профилирующих) отраслей, определяющие их значение в качестве основы правовой системы, заключаются в том, что они охватывают такие виды общественных отношений, которые по своему глубинному социально-политическому, экономическому содержанию требуют качественно своеобразного, по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, видовые особенности юридического инструментария. В связи с этим профилирующие отрасли:
1) централизуют генеральные юридические режимы, групповые способы правового регулирования;
2) отличаются яркой контрастностью, юридической "чистотой", юридической несовместимостью и при этом исключают возможность взаимного субсидиарного использования входящих в данные отрасли норм;
3) юридически первичны, т.е. содержат начальный правовой материал, который затем все равно используется при образовании правовых режимов других отраслей, и при этом выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право – главной частью семьи отраслей цивилистического профиля;
4) имеют стройную, законченную структуру, связанные четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.
Основной отраслью правовой системы является государственное право. Над ним основываются, с одной стороны, гражданское и административное право – две профилирующие отрасли регулятивного плана, а с другой стороны, – профилирующая отрасль, направлена в основном на исполнения охранительных задач, – уголовное право. И в дальнейшем от государственного и указанных трех других профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим трем процессуальным отраслям – административно- процессуальному, уголовно - процессуальному, гражданскому -процессуальному.

3.2. Международное публичное и частное право в правовой системе России
Глобализация и распад в правовой и экономической областях деятельности современных государств являются основными направлениями в современном мире и подвергают к образованию иного мнения на роль международно-правовых норм в функционировании межнациональных правовых систем, к пересмотру содержания точки зрения государственного суверенитета, его объема. Самым важным элементом этого процесса для каждого независимого государства является разрешение проблемы о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.
В тоже время в мире существует много проблем, которые связанны с решениями соблюдения прав и свобод человека. Основы построения связей человека и государства в различных государствах различаются. Вследствие этого возрастает роль общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе общего международного права - комплекса общепризнанных принципов и норм международного права. Современное международное публичное право содержит в своих началах общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно оказывать влияние на формирование внутригосударственного права в тех или других формах.
По-моему, результативно решить проблему соотношения норм права - элементов различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Оно проявляет общие публичные интересы, такие как обеспечение безопасности и обороны или экономические интересы государства, его целостность, фиксирует главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр приемов правового регулирования. До принятия Конституции РФ в 1993 году как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международного права, общепризнанных принципов и норм междуна
и т.д.................

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, юридических средств , при помощи которых публичная власть оказывает воздействие на общественные отношения. Включает само право, юридическую практику, правовую науку.

Система права – часть правовой системы - это внутренняя структура права , показывающая его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права , первичный элемент системы права.
2) отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений
3) подотрасль права , регулирует отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)
4) институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (институт брака, семьи)

Группировка отраслей права в две категории – отрасли публичного частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II–III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, частное –интересы отдельных лиц.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право – совокупность норм, обеспечивающих охрану общезначимых (публичные) интересов - интересов общества и государства, оно закрепляет порядок деятельности органов государственной власти. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства –конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права.

Для публичного права характерны следующие черты:

1) Ориентация на удовлетворение публичного, общественного интереса;

2) Преобладание императивных норм властных подчинений

3) Субординация субъектов и правовых актов;

4) Одностороннее волеизъявление субъектов ;

5) Санкции преимущественно штрафного (карательного ) характера;

6) Большая степень централизованного урегулирования.

Частное право - это совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, – гражданское, семейное, международное частное право.

Частному праву присущи следующие особенности:

1) Ориентация на удовлетворение частных, личных интересов ;

2) Преобладание диспозитивных норм;

3) Равенство субъектов правоотношений;

4) Свободное двустороннее волеизъявление субъектов, использование договорной формы регулирования;

5) Правовосстановительные санкции;

6) Децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, условия авторского договора)

Проблема разграничения публичного и частного права является дискуссионной в юридической науке. Это объясняется тем, что в различных отраслях права наблюдается взаимопроникновение и тесное сотрудничество публичных и частных начал.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.

1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права , которая является базовой отраслью для всех других отраслей права.

2. Административное право . Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. отношения власти и подчинения.

3. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения.

4. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления.

5. Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.

Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права. Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. В данном случае государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.

В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое. Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права и частного.

К крупным блокам в системе права относятся публичное и частное право - членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т. п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, так как многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями. Однако история правового развития показывает, что признание частного права имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, индивида, утверждает о его экономических, личных, культурных правах, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком.

Подсистемы - это наиболее крупные структурные подразделения в системе права. При более детальном рассмотрении в системе права различаются отрасли права и правовые институты. А именно: система правовых норм как подразделяется на отрасли права, которые в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного типа определенным методом. В основе доктринального различения отраслей права лежат объективные различия предметов правового регулирования, то есть типов общественных отношений, регулируемых правом. Своеобразие регулируемых отношений (предмет регулирования) определяет метод правового воздействия на них: то или иное сочетание запретов и дозволений, преимущественную диспозитивность или императивность законодательства, специфику санкций. Это не значит, что каждая отрасль права имеет свой уникальный метод регулирования общественных отношений. Но методы отраслей частного права и публичного права принципиально различаются.

Так, для частного или гражданского права более характерен диспозитивный метод регулирования.

В отраслях публичного права - конституционного, уголовного, административного, процессуального - действуют только императивные нормы, запрещающие противоправное поведение или требующие безусловного выполнения определенных обязанностей.

Отрасль права делится на правовые институты - обособленные группы юридических норм, регулирующих однородные отношения.

Наиболее тесная системная связь отдельных правовых норм существует в рамках институтов. Отраслевой правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих однородные отношения в пределах отрасли права, самостоятельное подразделение отрасли права. Так, в гражданском праве существуют, например, институты собственности, наследования, обязательственного права, авторского права; в конституционном - институты гражданства, избирательного права и другие. Кроме того, в науке принято выделять в рамках системы права межотраслевые правовые институты - конструкции, имеющие познавательно-информационное и практическое значение. При этом в отдельные межотраслевые институты объединяются сходные отраслевые институты: например, институт юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Помимо этого в межотраслевой институт можно объединять нормы разных отраслей права, связанные с определенным отраслевым институтом.

Так, в межотраслевой институт избирательного права включают нормы не только конституционного, но и административного и уголовного права, регулирующие отношения, связанные с выборами. В межотраслевой институт международного частного права включаются нормы гражданского, процессуального, а иногда и трудового права, регулирующие отношения с так называемым иностранным элементом.

Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Причем правовая доктрина различает отрасли права и отрасли правового законодательства. Отрасли (и подотрасли) права разграничиваются наукой (доктриной). Отрасли же правового законодательства разграничиваются законодателем по мере развития правовых систем в соответствии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии. Совокупность отраслей права и совокупность отраслей правового законодательства объемлют один и тот же нормативно-правовой материал, но структурируют его по-разному. Различение отраслей правового законодательства дает более дробное и более сложное структурирование права.

Существует всего пять отраслей права. Во-первых, это частное, или гражданское, право: частное право как подсистема права включает в себя только одну отрасль; следовательно, отрасль права, именуемую гражданским правом, столь же уместно называть частным правом. Во-вторых, есть четыре отрасли публичного права - конституционное («государственное»), уголовное, административное и процессуальное.

Отрасли права различаются по типу регулируемых отношений и методам регулирования. Они имеют объективное предназначение, их формирование и обособление не зависит от усмотрения законодателя. Нормы всех отраслей права существуют с того времени, когда возникает право. Последнее утверждение относится и к нормам конституционного права - нормам, определяющим исходную правосубъектность индивидов. Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъективных прав и юридических обязанностей по принципу «незапрещенное разрешено».

Субъекты гражданского права приобретают и осуществляют субъективные права своей волей и в своем интересе. Гражданское право регулирует, главным образом, имущественные отношения по принципу формального равенства, но оно не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Предназначение конституционного права - установление общих правовых рамок публичной политической власти. В предмет конституционного права входят, прежде всего, отношения типа «индивид-государство». Конституционное право определяет статус полноправных субъектов.

Современные конституции, прежде всего, гарантируют первичные права индивида (общий правовой статус человека и гражданина). Далее, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую ради правовой свободы. Когда законы или обычаи государства регламентируют правомочия высших государственных органов, они тем самым полагают правовые пределы власти.

Нормы, описывающие общий правовой статус человека и гражданина, тем самым косвенно запрещают кому бы то ни было, прежде всего - властным субъектам, нарушать пределы минимальной неотъемлемой свободы. Эти нормы гарантируют такую свободу, которая исключает публичное или частное вмешательство, обеспечивают гражданам возможность участия в публичной жизни, позволяют требовать полицейской и судебной защиты прав и свобод.

Другие нормы конституционного права определяют статус высших государственных органов, разграничивают их компетенцию, устанавливают разделение властей, препятствующее узурпации государственной власти и тирании. Если, вместо разделения властей, конституция закрепляет верховенство одного органа власти («полновластие»), то это - фиктивная конституция, имитирующая ограничение власти.

Специфика конституционного права, в частности, заключается в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санкций. Действие норм конституционного права защищается в первую очередь уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм.

Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют ценности, гарантированные конституционным правом. Прежде всего, они защищают индивида от посягательств на его жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство, собственность, защищают его неприкосновенность - духовную и физическую, неприкосновенность жилища, тайну частной жизни, тайну коммуникаций, а также защищают естественную среду обитания человека, общественную безопасность и общественный порядок, конституционный строй, порядок государственного управления и другие социальные блага.

Смысл административного права заключается в установлении полицейских полномочий, предназначенных для защиты тех же ценностей, которые гарантируются конституционным правом и охраняются правом уголовным. Это специфическая отрасль права - дозволенные правом полицейские полномочия, то есть правомочия, позволяющие осуществлять публично-властное принуждение вплоть до насилия. Поскольку это - правомочия, а не произвольно установленные полномочия, они должны устанавливаться ради обеспечения и защиты правовой свободы, но не наоборот.

Административные (полицейские) правомочия государственных органов и должностных лиц устанавливаются в законе (дозволяются законом) по принципу «все, что не разрешено правом, запрещено». Конкретно они предназначены для обеспечения правопорядка, пресечения и наказания правонарушений, а также для управления имуществом, находящимся в государственной собственности и вообще для исполнения законов, для осуществления исполнительно-распорядительной (подзаконной) деятельности.

Нормы процессуального права устанавливают надлежащую правовую процедуру разрешения споров, а также правила уголовного преследования и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Несоблюдение процессуальных правил лишает судебные и полицейские решения юридической силы. Надлежащая правовая процедура разрешения споров препятствует произвольному ограничению свободы и собственности.

Это судебная процедура: перед лицом суда формально равны любые субъекты, выступающие в качестве сторон спора, любые участники процесса.

Нормы отраслей права официально формулируются в законах (законодательстве) и других источниках права. При этом отраслевая структура права не совпадает с отраслевой структурой правового законодательства, существующей в развитых правовых системах.

Отрасль правового законодательства - это совокупность правовых норм, обособленных (систематизированных) законодателем в соответствии с доктринальным делением права на отрасли и подотрасли и в соответствии с потребностями законодательного регулирования.

В рамках отрасли законодательства нормы систематизируются путем кодификации (путем создания кодекса) или консолидации (объединения) нормативных актов, относящихся к одному предмету регулирования. Одной отрасли права могут соответствовать как одна, так и несколько отраслей правового законодательства. Так, нормы конституционного права содержатся только в конституции и конституционно-правовом законодательстве, нормы уголовного права - только в уголовном законодательстве (обычно - в уголовном кодексе). Но другим отраслям права обычно соответствуют несколько отраслей законодательства.

По мере исторического развития национальных правовых систем происходит разветвление отраслей законодательства, соответствующих гражданскому, административному и процессуальному праву. При этом, во-первых, отдельные подотрасли гражданского, процессуального и административного права кодифицируются как самостоятельные отрасли правового законодательства. Во-вторых, формируются комплексные отрасли правового законодательства, состоящие, в основном, из норм гражданского и административного права.

Разветвление отраслей правового законодательства - это не произвольное творчество законодателя, оно имеет объективные предпосылки. В ходе исторического развития усложняется структура общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Соответственно усложняется и отраслевая структура системы права: накапливается нормативный материал, и в рамках отраслей обособляются подотрасли права. Эти подотрасли приобретают самостоятельное значение, и законодатель может выделить их в самостоятельные отрасли правового законодательства. Отрасль законодательства, которая состоит из норм одной подотрасли права, имеет свой особенный предмет, выделяющийся из общего предмета соответствующей отрасли права. Комплексные отрасли правового законодательства не только имеют особенный предмет, но и сочетают в себе методы регулирования, характерные для частного права и публичного (административного) права. Это отрасли частно-публичного правового законодательства.

История права демонстрирует разные варианты обособления подотраслей права в качестве самостоятельных отраслей законодательства. Так, для гражданского (частного) права характерно наличие основной отрасли законодательства - кодифицированного «собственно гражданского» законодательства, наряду с которым возможно самостоятельное торговое законодательство - нормы гражданского права, регулирующие торговые отношения, кодифицированные отдельно от гражданского кодекса. Кроме того, в ХХ веке во многих странах от «собственно гражданского» отделяется брачно-семейное законодательство, и во всех правовых системах с развитой отраслевой структурой некоторые институты гражданского права составляют основу комплексных отраслей правового законодательства (земельное, хозяйственное и т. д.). При этом гражданский кодекс выступает как основная законодательная форма гражданского права. В нем сосредоточены общие нормы и большая часть специальных норм гражданского права. Никакие нормы гражданского права не могут противоречить нормам гражданского кодекса.

Комплексные отрасли правового законодательства сочетают в себе нормы, которые, по сути, являются нормами гражданского права и административного права. В процессе их законодательного оформления происходит систематизация норм гражданского и административного права, одновременно регулирующих одни и те же группы отношений, связанные с определенным объектом (например, земля, природные ресурсы) или с определенной деятельностью (хозяйственная, банковская)

Появление комплексных отраслей правового законодательства происходит вследствие расширения предмета административно-правового регулирования, распространения публичного права на некоторые подвиды отношений, традиционно составлявшие предмет частного права. Такая экспансия административного права не является результатом произвольного законотворчества. Она объективно необходима для защиты публичноправового интереса от произвола частных лиц в усложняющихся общественных отношениях.

Понятие и признаки частного права

Система права, регулируя разнообразные по своему содержанию общественные отношения, закономерно отличается неоднородностью собственных элементов и подсистем. При этом одной из наиболее крупных классификаций элементов системы права выступает его подразделения на публичное право, нормы которого закрепляют порядок организации и функционирования органов государственной власти и управления, и частное право, призванное упорядочить совокупность юридических предписаний, регулирующих и обеспечивающих отношения частных лиц.

Более детально, определение частного права в современной юридической доктрине формулируется следующим образом:

Определение 1

Частное право – элемент системы права, регулирующий имущественные и личные неимущественные отношения, между равными субъектами права (физическими и юридическими лицами), в условиях отсутствия публичной составляющей внутри складывающихся правоотношений.

В свою очередь, в числе признаков, характеризующих частное право можно выделять:

  • Возникновение частноправовых отношений в связи со свободным волеизъявлением самих участников правоотношений, путем совершения двусторонних действий, приобретающих юридическую силу только в том случае, если они носят добровольный характер;
  • Участники отношений, регулируемых частным правом обладают равным объемом субъективных прав и не находятся между собой в субординационных отношениях;
  • Частноправовые отношения носят, так называемый, «горизонтальный» характер, то есть складываются вне связи с деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц, не санкционируются ими, а соответствующие субъекты правоотношений не находятся в каком-либо подчинении властным органам.

Принципы частного права

Давая характеристику частного права следует обратить внимание на то, что его важнейшей характеристикой традиционно признаются основные начала правового регулирования в соответствующей сфере – то есть принципы частного права. В числе таковых могут быть названы:

  1. Юридическое равенство субъектов частного права, выраженное в экономической независимости и самостоятельности. При этом необходимо помнить о том, что речь в данном случае идет исключительно о формально-юридическом, а не об объективно невозможном экономическом или фактическом равенстве.
  2. Осуществление реализации субъективных прав участников частноправовых отношений путем свободного волеизъявления. Существо данного принципа состоит в том, что в рассматриваемой сфере государство принципиально воздерживается от каких-либо форм непосредственного властного регулирования отношений, возлагая на себя исключительно функцию охраны свободно складывающихся частноправовых отношений.
  3. Широкое использование договорных способов регулирования отношений. Ввиду того, что для частного права характерна самостоятельность и независимость его субъектов, наиболее распространенным способом возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, традиционно выступает договор, то есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении соответствующих прав и обязанностей;
  4. Преобладание диспозитивных норм, предполагающих предоставление участникам правоотношений права самостоятельно определять характер и содержание собственных взаимоотношений, избирая наиболее целесообразные с точки зрения обеспечения их интересов и достижения желаемого результата вариантов поведения;
  5. Разрешение споров участников частноправовых отношений независимой стороной. В силу названных выше принципов самостоятельности и автономности субъектов частного права, в рамках рассматриваемой системы предполагается то, что возникающие по поводу существующих правоотношений споры должны рассматриваться и разрешаться по существу только теми органами, которые не находятся в какой-либо взаимосвязи с субъектами правоотношения, в том числе не связаны организационно-властными, личными, имущественными или иными отношениями. В этой связи, защита нарушенных прав в области частного права осуществляется посредством деятельности органов судебной системы, отправляющих правосудие на началах законности, справедливости, независимости судебной системы и т.д.

Система частного права

Определение 2

Система частного права – это упорядоченная совокупность норм, институтов, правовых отраслей и иных институтов, регулирующих частноправовых отношения, основанные на равенстве, автономии воли и независимости их участников

Говоря о системе частного права, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в рамках различных внутригосударственных правовых систем, вопрос об элементах, составляющих систему частного права, решает по-разному, исходя из фактических особенностей исторического и социально-экономического развития конкретных стран.

Так, например, в рамках классической континентальной системы права, элементами системы частного права традиционно выступают гражданское и торговое право. При этом следует обратить внимание на то, что торговое право, именуемое также коммерческим, призвано регламентировать сферу взаимодействия профессиональных участников предпринимательской деятельности, которая в свою очередь, как известно, признается одной из ключевых специальных сфер гражданского права.

В этой связи, учеными-юристами указывается на то, что в современных условиях торговое право не может признавать полноценной самостоятельной отраслью частного права, в том числе, в связи с отсутствием самостоятельной общей части торгового права, в связи с чем, возникает необходимость распространения на соответствующую сферу общих положений гражданского права.

Пример 1

Например, в Германии, вопрос о соотношении элементов частного права решен таким образом, что гражданское право признается, так называемым, «общим частным правом», а торговое право и трудовое право – области «специального частного права».