Главная > Документ

Автоматизированная система учета библиотечного фонда

О.Л. Голубева

Научный руководитель: Слинкин Д. А.

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Автоматизированная система учета библиотечного фонда – это совокупность правил и процедур, обеспечивающих регистрацию данных, обобщение сведений о величине, составе и движении фонда, осуществляемых по средствам компьютера. Это очень удобный и современный способ для учета поступающей и списываемой в библиотеке литературы, система содержит всю нужную информацию о книгах и сведенья о читателях имеющих в наличии библиотечные издания. В настоящее время существует множество разнообразных программ для учета книг библиотечного фонда (Библиотека MD 4.3, 1С:Библиотека Колледжа, Автоматизированная информационно-библиотечная система OPAC-Global, АС-Библиотека-3, Система ИРБИС). В основном это очень большие программные системы, охватывающие все аспекты данной деятельности. Но для многих, небольших учебно–образовательных учреждений такие решения являются очень громоздкими и дорогими. В таких случаях встает вопрос о создании специализированных приложений, обладающих только тем функционалом, который требуется для данной сферы деятельности. Такие приложения обладают положительными аспектами:

    Они просты в эксплуатации; Стоимость такой разработки гораздо ниже коммерческих проектов; Не содержат лишний функционал; Имеют возможность модернизации.
Ежегодно в фонд библиотеки ГОУ СПО Шадринского политехнического колледжа, на базе машиностроительного отделения поступают тысячи документов (книг, журналов, газет и тому подобное), большое количество литературы (на данный момент фонд составляет более девяти тысяч экземпляров), затрудняет поиск и обработку информации сотрудникам библиотеки. В связи с этим и возникла необходимость разработки такой системы. Автоматизированная система учета библиотечного фонда позволяет облегчить работу персонала библиотеки с введением, хранением данных и регистрацией книг, а также с регистрацией студентов и сотрудников учебного заведения которые имеют выданную библиотекой литературу. Функционал разрабатываемой системы имеет два основных направления:
    ввод в систему необходимой информации;
В систему учета библиотечного фонда ШПК вводятся данные: автор книг, их название, место и дата издания, дата поступления и списания книги, дата выдачи литературы в пользование студентам и преподавателям, инвентарный номер литературного издания, количество страниц в книге, ее стоимость и тип, ФИО, группа и личный номер студентов, а так раздел, в котором находится книга.
    вывод результатов конечному пользователю.
В автоматизированной системе учета библиотечного фонда ШПК конечный пользователь может получить данные о студенте (ФИО, личный номер и номер группы, даты выдачи и возврата книг и их количество) или данные о книгах (название, автор, год и место издания, инвентарный номер и стоимость книги, даты поступления и списания, тип и раздел, к которому относится литературное издание, и данные о сопроводительном материале). Перед разработчиком системы ставятся следующие задачи:
    обеспечение максимального быстродействия работы приложения;
В системе учета ШПК быстродействие со стороны сервера будет обеспечиваться пропускной способностью самого сервера, а так же установленного программного обеспечения (Apache, PHP, MySQL). База данных имеет определенную структуру (по разделам), которая позволяет быстрее обрабатывать результаты.
    разработка удобного и понятного интерфейса;
Расположение и наполнение командных панелей в интерфейсе системы учета ШПК реализовано таким образом, чтобы пользователь без ознакомления с документацией всегда мог легко найти любые действия доступные в конкретном режиме.
    обеспечение максимальной надежности работы системы;
Чтобы достигнуть самого высокого уровня защиты системы должны выполняться следующие условия: - разрешен только локальный доступ; - основная учетная запись должна быть защищена “сложным” паролем; - должен быть заблокирован анонимный доступ к базе данных;
    сохранность накопленных данных;
В системе библиотечного фонда осуществляется хранение данных на удаленном сервере, ежедневно производится плановое резервное копирование архивов баз данных на отдельный хранитель информации, за счет этого и минимизируется риск потери информации. Для разработки системы было принято решение использовать Web-сервер Apache, язык программирования PHP, СУБД MySQL. Данное предприятие в подобной области ранее автоматизировано не было, поэтому оно нуждается в разработке указанной системы и введении ее в эксплуатацию.

Учет библиотечных фондов - составная часть системы народнохозяйственного учета. Его совершенствование осуществляется в соответствии с общегосударственной программой перехода Российской Федерации на принятую в мировой практике систему учета, статистики и контроля (1992) . Сущность и роль учета в новой экономической ситуации имеет несколько иную направленность, чем при централизованной экономике.

Реформирование учета направлено на определение новых подходов при учете фондов в современных хозяйственно-экономических условиях. Основная его цель - предоставление точных и достоверных данных обо всех видах документов, находящихся в библиотечном фонде, обеспечение контроля над их движением в соответствии с нормативными актами.

Следует отметить и то, что учет документов является наиболее конкретным и регламентированным процессом организации и управления библиотечными фондами. Центральным звеном учетной политики библиотеки является нормативно-правовая основа.

Правовой регламентацией учета является современное законодательство различных отраслей права. Высший уровень составляют федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российского Федерации: «О библиотечном деле» (1994), «Об обязательном экземпляре документов»(1994), «О информации, информационных технологиях и защите информации»(2006), «О бухгалтерском учете»(1998), « Об архивном деле в Российской Федерации»(2004), «О стандартизации»(1993), а также Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Нормы этих законов, касающиеся, в том числе и политики государства в области учета, является базовой основой для принятия управленческих решений для библиотек различных организационно-правовых особенностей и форм собственности.

На совершенствование системы учета оказывает влияние такие факторы, как активный процесс изменения видового и структурного фонда, освоение библиотеками компьютерных информационных технологий, а также применения методов электронного маркирования документов, позволяющих комплексно решать вопросы учета, сохранности, использования документных фондов.

В декабре 1998 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации за № 590 была утверждена « Инструкция об учете библиотечного фонда» . Ее нормативную базу составили такие документы, как Закон о библиотечном деле в Российской Федерации, Закон об обязательном экземпляре документов, Закон о стандартизации, Закон о бухгалтерском учете, ГОСТ 7.20-80 “СИБИД. Единицы учета фондов библиотек и органов научно-технической информации”, ГОСТ 7.69-95 (ИСО 5127-11-83) “СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения” (1997 г.), отечественные стандарты в области информации, библиотечного и издательского дела; ИСО 2789-1974 “Международная библиотечная статистика”, “Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях” (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 № 107).

Со дня вступления в силу Инструкции в политической, социальной и экономической жизни страны произошли существенные изменения, которые оказали влияние на библиотечную сферу. Появились новые нормативные правовые документы в различных отраслях права. Библиотечные фонды стали предметом профессиональных интересов различных ведомств, прежде всего Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ, налоговых органов, казначейства и органов статистики .

Главное достоинство Инструкции состоит в том, что при сохранении преемственности с прежней системой учета за счет совместимости основных показателей, видов учета и некоторых форм его, она, вместе с тем, обеспечивает его гибкость, возможность детализации, предоставляет право библиотекам самостоятельно формировать свой порядок учета применительно к статусу, структуре фондов, организационно-технологическим возможностям, не противоречащий ее основным требованиям.

Настоящая Инструкция определяет общие правила учета документов, составляющих библиотечный фонд, независимо от статуса библиотеки, структуры ее фонда, организационно-технологических особенностей деятельности. Действие “Инструкции” распространяется на государственные и муниципальные библиотеки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об учете библиотечного фонда образовательных учреждений» от 24.08.2000 № 2488 данная Инструкция является руководством для всех библиотек образовательных учреждений с учетом утвержденных методических рекомендаций по ее применению.

Переход библиотек на автоматизированные информационные технологии вносит кардинальные изменения в организацию учета фондов в связи с интеграцией обработки учетной информации во все основные модули автоматизированных библиотечных систем.

Электронный учет -- учет документов, составляющих библиотечный фонд с помощью средств компьютерной технологии. Электронный учет -- это не самостоятельный вид, а способ ведения учета .

Использование компьютера способствует интеграции обработки учетной информации. При электронном учете существенно меняется технология учета, последовательность процессов и операций, появляются новые направления, то есть усложняется содержание работы и организации учета документов в библиотеке. При автоматизированных технологиях все процессы учета документов, поступающих, выбывающих и ряд других, осуществляются в соответствии со специальными программами, учитывающими интересы работников библиотеки

Необходимым требованием к современным автоматизированным библиотечно-информационным системам (АБИС) является наличие в них функций или модулей учета фондов.

Ведение учета фондов в автоматизированном режиме предполагает использование штрихового кодирования документов.

Технология штрихового кодирования включает в себя три этапа:

1. создание штрихового кода;

2. нанесение штрихового кода на этикетку;

3. считывание штрихового кода специальной аппаратурой.

С помощью технологии штрихового кодирования, использования микрокалькуляторов со встроенными сканерами, так называемых мобильных терминалов, можно практически полностью автоматизировать процесс проверки фонда. Располагая штриховые коды не только на книгах, но и на карточках, библиотекарь имеет возможность быстро сверить карточный каталог с электронным каталогом, а, следовательно, и с и фондом. Внедрение методов штриховой технологии со временем приведет к тому, что на смену традиционным формам учета, привычными для библиотеки, придут новые, более удобные и оперативные.

Для успешного использования штрих-кодов (бар-кодов) необходимо выбрать и установить в стране систему совместимых методов штрихового кодирования документов в библиотеках различных типов, порядок финансирования и внедрения этих средств учета фондов.

Примером такой системы может служить автоматизированная Web-библиотека "Кодекс: Манускрипт"

Система предназначена для автоматизации работы с библиотечным фондом и читателями, организации электронного учета изданий, а также обеспечения доступа к каталогу изданий посредством браузера MS Internet Ехplorer.

Система позволяет автоматизировать весь цикл учета библиотечного фонда, с момента поступления издания в библиотеку, до его списания, включая формирование инвентарной книги, книги суммарного учета, всей номенклатуры необходимых актов. Реализована мощная система поиска по инвентарной книге, книге суммарного учета, тетради замененных книг и другим объектам учета библиотечного фонда. Встроенный механизм формирования инвентарных номеров, номеров КСУ, записей инвентарной книги позволит обеспечить удобный и надежный документооборот библиотеки.

Модель функционирования системы:

На сервер библиотечной локальной сети устанавливается сердце системы - "Кодекс-Сервер", который является одновременно Web-сервером и сервером БД, а также база данных в формате "Кодекс". Но чтобы система начала стабильно функционировать, нужно установить программное обеспечение на рабочих станциях сотрудников библиотеки и читателей - браузер MS Internet Explorer, входящий в стандартную поставку ОС Windows.

Помимо Web-библиотеки "Кодекс: Манускрипт" создана также конфигурация «Онлайн: Библиотека"» (фирма «Онлайн»). Программный продукт разработан на основе системы программ "1С:Предприятие" в сотрудничестве с библиотекарями учебных заведений и с учетом их многочисленных пожеланий.

"Онлайн:Библиотека" позволяет автоматизировать все основные этапы работы с книгой, от момента ее поступления до списания из библиотечного фонда:

– в конфигурации существуют электронные аналоги первичных документов - "Акт приемки книг" и "Акт на исключение книг из фонда";

– процесс формирования инвентарных номеров в программе автоматизирован, производится проверка номеров на уникальность;

– книги суммарного и инвентарного учета формируются автоматически на основании данных, введенных в информационную базу с помощью документов "Акт приемки книг" и "Акт на исключение книг из фонда".

Важно отменить то, что автоматизация основных библиотечных процессов и информатизация библиотечной деятельности, заставляет нас пересматривать существующие документы и совершенствовать нормативно-инструктивную базу, регламентирующую деятельность библиотек по работе с фондами. Это способствует организации строгого учёта и обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, позволяет систематизировать и приводить к единообразию формы и методы работы библиотек с фондами.

Особо следует подчеркнуть, что решение задачи совершенствования учета библиотечных фондов требует объединения усилий библиотек, архивов, музеев, других организаций, для которых учет является не только важнейшей частью сохранения документов, но и ведущей функцией контроля за движением духовных и материальных ценностей.

Таким образом, мы склоняемся к мнению, что учет библиотечного фонда:

– является частью системы управления экономическими процессами, происходящими в современной библиотеке. Его совершенствование существенно влияет на расширение прав библиотеки и устранение жесткой регламентации;

– позволяет идентифицировать регистрационную запись, сравнив ее с оригиналом и данными о нем при проверке фонда или при расчете с читателями в случае невозврата взятых в библиотеке документов;

– обеспечивает регистрацию и обобщение сведений о нем по установленным правилам, рассчитывает динамику развития фонда, его состав, структуру, соотношение источников и способов пополнения, темпы обновления, местонахождение документов.

– служит основой государственного статистического учета, отчетности библиотеки, планирования ее деятельности, обеспечения сохранности фонда, контроля за наличием и движением документов.

На наш взгляд, учет фондов должен являться важнейшим направлением деятельности каждой библиотеки в отдельности и системы библиотек в целом. Совершенствование учета библиотечных фондов проблема многоаспектная. Учет библиотечных фондов является не только частью системы управления экономическими процессами, но и объектами непроизводственной сферы. Поэтому его реформирование следует осуществлять в общем контексте преобразования учетной политики, проводимой в стране. Кроме того, учет библиотечных фондов - важнейший элемент их сохранности. Это стартовый этап, с которого начинается вся дальнейшая работа с фондом в библиотеке, как в плане сохранности, так и безопасности использования.

Минобрнауки дало ряд рекомендаций об использовании учебников в образовательном процессе (письма от 08.12.2011 № МД-1634/03, от 28.02.2012 № МД-172/03). Учреждения образования должны использовать учебники, включенные в федеральный перечень. До включения в него учебники проходят ряд экспертиз. Заказчиками экспертиз являются авторы учебников или держатели авторских прав на них. Все учебники, получившие в установленном порядке положительные экспертные заключения по результатам научной и педагогической экспертиз, включены в федеральные перечни учебников.

Ежегодно к новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Определение списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подходов с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.

Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников осуществляется согласно списку учебников, определенному образовательным учреждением.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (систему учебников, линию учебников), который учитывает особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

В настоящее время действует федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.

Следует обратить внимание, что наряду с бумажной формой учебников должны применяться электронные учебники. В связи с этим Минобрнауки в Письме от 02.02.2015 № НТ-136/08 указало, что необходимо:

    предусмотреть при реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) включение модулей, направленных на обучение руководящих и педагогических работников образовательных организаций методам использования электронной формы учебника, в том числе посредством применения интерактивных досок;

    организовать и провести социологический опрос среди обучающихся и их родителей (законных представителей) о наиболее предпочтительной форме учебника (печатная, электронная, печатная и электронная формы). При этом использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений.

Минобрнауки напоминает, что из федерального перечня учебников решением Научно-методического совета по учебникам могут быть исключены отдельные завершенные предметные линии учебников.

В связи с этим при заключении договоров на поставку учебников рекомендуем:

    предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию или возможность возврата денежных средств;

    учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Минобрнауки также рекомендует организовать в субъектах РФ работу по созданию информационной среды, в которой будут обеспечены равные условия для доступа к учебникам разных издательств, а также для их доступа к другим электронным ресурсам и электронным библиотекам.

Закупка учебников

В силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

При этом на основании п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти этих субъектов РФ. Таким образом, средства, необходимые для приобретения учебников и учебных пособий, включаются органами государственной власти субъектов РФ в субвенции местным бюджетам. Законом об образовании не предусматривается возможность уменьшения размера предоставляемой местным бюджетам субвенции на указанные цели при непосредственной передаче закупленных учебников и учебных пособий.

С 1 сентября 2013 года закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне.

Такая закупка учебников и учебных пособий органами местного самоуправления, образовательными организациями, являющимися муниципальными казенными и бюджетными учреждениями, производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Закупка может быть осуществлена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ) либо муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.

При этом в случае проведения закупки органами местного само­управления необходимо учитывать, что выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться образовательными организациями (ч. 4 ст. 18 и п. 9 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Также Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместных аукционов двумя и более заказчиками.

Согласно ст. 25 данного закона при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций, органов местного самоуправления) потребности в одних и тех же товарах (учебниках и учебных пособиях) такие заказчики вправе проводить совместные аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных аукционов определяются соглашением сторон, заключаемым в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом № 44-ФЗ. Контракт с победителем либо победителями совместного аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Причем в качестве заказчика могут выступать как муниципальные образовательные организации, так и органы местного самоуправления, проводя совместные закупки для нужд нескольких муниципальных образований.

Организатором совместного аукциона является один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение такого аукциона.

Организатор совместного аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион.

Таким образом, на уровне муниципальных образований закупки учебников и учебных пособий за счет средств субвенций из бюджетов субъектов РФ могут быть осуществлены с использованием централизованных схем, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, несколько муниципальных образований также могут проводить централизованные закупки учебников и учебных пособий на межмуниципальном уровне (совместные аукционы). Такие разъяснения даны в Письме Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 08-455.

Также отметим, что автономные образовательные учреждения могут заключать договоры на поставку учебников согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положению о закупках.

Учет учебной литературы

При поступлении учебной литературы в образовательное учреждение организуется ее двойной учет:

    учет в библиотеке;

    бухгалтерский (бюджетный) учет.

Библиотечный учет.

Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 № 1077 (далее – Порядок № 1077). В соответствии с п. 1.4 Порядка № 1077 учету подлежат все документы (постоянного, длительного, временного хранения), поступающие в фонд библиотеки и выбывающие из него, независимо от вида носителя. Этот учет ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде. К регистрам индивидуального учета согласно п. 1.5.1 Порядка № 1077 относятся регистрационная книга и карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов. Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ с указанием сведений о его поступлении и выбытии.

Регистрами суммарного учета документов согласно п. 1.5.2 Порядка № 1077 являются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда и журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Независимо от вида учетного документа регистры суммарного учета содержат три взаимосвязанные части:

    поступление документов в библиотечный фонд;

    выбытие документов из библиотечного фонда;

    итоги движения библиотечного фонда (итоговые данные на конец отчетного периода).

Книга суммарного учета библиотечного фонда в образовательных учреждениях содержит показатели, характеризующие качество формирования подобных фондов по обеспечению учебного процесса и научной деятельности образовательного учреждения, то есть по их целевому назначению.

Организация библиотечной работы в образовательных учреждениях имеет ряд особенностей, поскольку библиотеки таких учреждений входят в общую структуру учреждений и не являются самостоятельными юридическими лицами, а для обеспечения учебного процесса они приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, индивидуальный учет которых осуществляется по методике безынвентарного учета.

Учебники выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой их потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из библиотечного фонда и списываются с возможностью последующей безвозмездной передачи в другие библиотеки либо реализации (разд. V Порядка № 1077).

Бухгалтерский (бюджетный) учет.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

В учреждениях образования учебную литературу, входящую в состав библиотечного фонда, следует учитывать на счетах 0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения». Издания принимаются к учету по первичным учетным документам (накладным, актам приема-передачи). В соответствии с Указаниями № 65н расходы на их приобретение будут осуществляться по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В силу п. 46 Инструкции № 157н объектам библиотечного фонда не присваиваются уникальные инвентарные номера. Их аналитический учет ведется в инвентарных карточках группового учета основных средств (ф. 0504032) (п. 54 Инструкции № 157н). Учет операций по выбытию и перемещению этих объектов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

Библиотечный фонд относится к амортизируемому имуществу учреждения. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на издания стоимостью, не превышающей 40 000 руб. включительно, начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию. На объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется по рассчитанным в установленном порядке нормам.

В бухгалтерском учете начисление амортизации на библиотечный фонд будет отражаться таким образом:

Дебет счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части амортизации основных средств и нематериальных активов)

Кредит счета 0 104 x7 000 «Амортизация библиотечного фонда»

Выбытие учебной литературы из библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с приложением списка выбывающих учебников. Решение о списании принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. В акте отражаются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению такого решения, ставится отметка о результатах проведенных мероприятий (на основании утвержденного акта (ф. 0504144) и документов, подтверждающих утилизацию списываемых объектов в качестве вторичного сырья, их передачу, уничтожение). В том числе приводится перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте (ф. 0504144), с целью дальнейшего его использования. Акт (ф. 0504144) оформляется в двух экземплярах.

Списанные учебники могут быть оприходованы в качестве макулатуры и реализованы. Пришедшие в негодность книги принимаются к учету по забалансовому счету «Материальные ценности, принятые на хранение» (в условной оценке «один объект – 1 руб.») до момента их утилизации (ликвидации) (п. 335 Инструкции № 157н).

Макулатура, полученная в результате списания книг, принимается к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции № 157н).

Далее приведем типовые операции по отражению в учете поступления объектов в библиотечный фонд, их выбытия из него, а также внутреннего перемещения в соответствии с действующими инструкциями № 162н, 174н, 183н.

Казенное учреждение (Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н)

Автономное учреждение (Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приобретение учебной литературы у поставщика

0 106 31 310
(0 106 21 310)

0 106 31 000
(0 106 21 000)

Поступление учебной литературы централизованно от учредителя

0 106 31 310
(0 106 21 310)

0 106 31 000
(0 106 21 310)

Принятие к учету учебной литературы

0 101 37 310
(0 101 27 310)

0 106 31 310
(0 106 21 310)

0 101 37 000
(0 101 27 000)

0 106 31 000
(0 106 21 000)

Выдача в эксплуатацию учебной литературы

0 101 37 310
(0 101 27 310)

0 101 37 310
(0 101 27 310)

0 101 37 000
(0 101 27 000)

0 101 37 000
(0 101 27 000)

Начисление амортизации при выдаче учебников в эксплуатацию

1 401 20 271
(1 109 00 271)

0 401 20 271
(0 109 00 271)

0 104 37 410
(0 104 27 410)

0 401 20 271
(0 109 00 271)

0 104 37 000
(0 104 27 000)

Списание учебной литературы с учета

0 104 37 410
(0 104 27 410)

0 101 37 410
(0 101 27 410)

0 104 37 000
(0 104 27 000)

0 101 37 000
(0 101 27 000)

Принятие списанных книг к забалансовому учету (до момента утилизации)

Списание утилизированных книг с забалансового учета

Принятие к учету макулатуры

Обобщим основные моменты:

1) для оказания образовательных услуг необходима учебная литература;

2) использоваться могут только издания, включенные в федеральный перечень учебников;

3) учебная литература может поставляться в образовательные организации централизованно или приобретаться ими самостоятельно;

4) учебники входят в состав библиотечного фонда;

5) учет поступившей учебной литературы ведется в библиотеке и бухгалтерии.

Разработка информационной системы учета библиотечного фонда образовательного учреждения (1000 руб.)

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая понятие «библиотека» необходимо выделить ее основное предназначение как культурно-просветительного и научно-вспомогательного учреждения, которое способно организовать общественное пользование произведениями печати. Функционально библиотеки систематически осуществляют сбор, хранение, пропаганду и выдачу пользователям произведений печати, а также ведение информационно-библиографической работы. Это образование, информационно-культурное учреждение имеет в своем распоряжении организационный фонд документов и предоставляет его во временное пользование потребителям, а также реализует другие информационно-библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки основана на обеспечении трех составляющих: приемка, хранение, поиск, выдача на определенное время имеющихся книг и иной методико-познавательной литературы.

Актуальность тематики курсовой работы обусловлена тем, что большинство библиотек, а в большинстве своем библиотек образовательных учреждений, придерживаются в учете традиционных методов и систем, процессов. Поэтому в настоящее время переход от бумажных коммуникаций к автоматическим, позволит значительно сократить время поиска необходимой литературы, оценить учебную и художественную литературу в наличии, ее современное состояние, обновления библиотечного фонда и др.

В современных условиях информационные технологии приобретают важную роль в жизни общества. Экономические информационные системы, которые связаны с предоставлением информации и ее обработкой для всех уровней управления экономическими объектами, в настоящее время приобретает наибольшую важность и значимость с позиции эффективности и приоритетности для общественной жизни.

В настоящее время не представляется возможным даже представить какую-либо организацию, которая не применяется в своей деятельности компьютерные технологии. Это объясняется прежде всего тем, что государственные контрольные структуры требуют предоставление отчетов в электронной форме, что тем самым обязывает ведение и систематизацию информации.

Целью настоящей курсовой работы является разработка информационной системы и ее моделирования для библиотеки образовательного учреждения, для улучшения эффективности выполнения процессов, которые происходят в библиотеке.

На основании поставленной цели в работе были решены ряд задач:

Изучить теоретические особенности и моделирование процессов организации при применении средств BPwin и Erwin ;

Спроектировать модель деятельности библиотеки образовательного учреждения;

Оценить эффективность информационной системы и возможность ее совершенствования.

В качестве объекта исследования в рамках курсовой работы выступает библиотечный фонд образовательного учреждения.

Предметом исследования в работе выступают процессы и информационные потоки, которые возникают в библиотеке образовательного учреждения.

В качестве источников при написании работы применялась научная и учебная литература по теме исследования, а также практический материал, статьи и монографии, ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость работы основана на применении разработанной информационной системы для дальнейшей разработки и внедрение ее в библиотеках образовательных учреждений.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также представлен список используемой литературы и приложения.

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности организации библиотечной деятельности в образовательном учреждении

Библиотека образовательного учреждения представляет из себя структурное подразделение, которое организует сбор, хранение и пользование обучающихся произведениями печати и иными документами и методическим материалом. Библиотеки задействованы в систематическом сборе, хранении, пропаганде и выдаче пользователям печатной продукции, а также оказание информационно-библиотечных услуг, и относятся к общедоступному источнику знаний и основой для самообразования учащихся.

В качестве основного направления работы библиотеки является осуществление комплектования и организации книжного фонда, обслуживание пользователей, оказание дополнительных информационных услуг.

Комплектование фондов библиотеки осуществляется на основании систематического выявления (посредством просмотра библиографической литературы и источников) необходимых для образовательного учреждения изданий, согласно специализации и организации формы обучения, и их дальнейшее приобретение. Своевременность комплектации библиотеки образовательного учреждения и полнота фонда изданий позволяет повысить эффективность образовательного уровня обучающихся, увеличить посещаемость и уровень обслуживания посетителей.

С целью эффективной организации книжного фонда необходимо уделить внимание учету, расстановке, хранению и выдаче литературы посетителям. Правильная организация фонда облегчает пользователю поучить необходимую ему литературу и информацию, а библиотекарю позволяет более быстро выполнять требования читателей, а также обеспечивает сохранность фонда, его своевременный анализ и оперативность в оценке состояния библиотечного фонда, наличия того или иного издания.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется посредством различных способов:

Выдача учебной и художественной литературы в читальный зал или за пределы библиотеки;

Оказание помощи отдельным посетителям в подборе необходимо и актуальной литературы;

Раскрытие книжных фондов через систему библиотечных каталогов;

Составление информационно-библиографических пособий различной направленности;

Пропаганда и продвижение ценной литературы и пособий образовательного учреждения, его собственных изданий;

Репродуцирование текста по заказам посетителей и прочие услуги.

Библиотечная деятельность основана на осуществлении большого количества операций, учете множества книг и читателей, которые приводят к замедлению работы библиотекаря. Сложность в поиске той или иной книги, учебного издания приводит к сокращению времени работы библиотекаря, которая может базироваться только на компетентности сотрудника и его ориентировании в многообразии библиотечной продукции.

В библиотеке учебного заведения на каждого посетителя заводят карточку и ведется картотека по всем читателям. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и систематизации библиотечной статистики база должна содержать сведения, большая часть которых размещается в аннотированных каталожных карточках.

При поступлении в библиотеку изданий, которые разнообразны и многолики по своему составу, ему присваивается номер и размещаются в различные отделы относительно тематики и специализации учебного издания, художественной литературы, иного методико-информационного материала.

Помимо этого при поступлении книги необходимо учитывать следующие аспекты:

Номер поступившего издания;

Название издания;

Издательство, которое выпустило книгу;

Отдел, в который помещается книга;

Адрес издательства;

Название и расположение отделов библиотеки.

Каждая книга, которая хранится в библиотеку образовательного учреждения имеет следующие параметры:

Издание;

Год издания;

Жанр;

Ключевые позиции;

Количество страниц.

При этом каждое издание может быть представлена в библиотеке образовательного учреждения в нескольких экземплярах, а также иметь единичные экземпляры из-за своей дороговизны и ценности, и выдаются для изучения только в читальный зал библиотеки.

Помимо всего прочего в библиотеке ведется обязательная картотека читателей, в которые заносятся данные, такие как:

ФИО;

Номер паспорта, адрес прописки и фактического проживания (со слов посетителя);

Номер телефона.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета и при выдаче экземпляра книги в карточку читателя помещается вкладыш книги и вносится запись о выдаче. Обязательным условием является внесение даты выдачи книги и даты предполагаемого возврата. При этом предоставляется возможность продления пребывания книги «на руках» по телефону или посетив библиотеку лично.

При возврате книги отмечается срок возврата во вкладыше, а при просрочке читатель получает предупреждение. При накоплении определенного количества предупреждение читателю ограничивается доступ к пользованию библиотекой.

При потере книги пользователь лишается права пользования библиотекой на определенный срок и выплачивает стоимость книги с учетом надбавки.

Обычно на практике применяется ограничения, связанные с тем, что не выдается книг более установленного лимита и на срок более установленного периода пользования.

Субъектами в библиотеки выступают пользователи (читатели, сотрудники образовательного учреждения и иные лица, заинтересованные в получении информации), которые имеют определенную заинтересованности в получении информации, книг и библиотечных услуг.

При работе библиотеки необходимо различать тип информации, которая бывает:

1. входная информация, которая содержит сведения:

О новых поступивших книгах;

О новых читателях, которые записываются в библиотеку;

О процессе выдачи книг (сотрудник, выдающий книгу, читатель, для которого выполняется данная операция, название книги, срок выдачи, срок, на который выдана книга).

2. выходная информация, которая содержит:

Статистику посещений библиотеки;

Данные о книгах, которые наиболее часто выдаются читателям.

При выдаче книг в качестве сведений фиксируются:

Название книги;

Дата выдачи;

ФИО читателя;

ФИО сотрудника, выдавшего книгу;

Срок, на который выдается книга.

Необходимо отметить, что при приемке книг на хранение каждой из них присваивается уникальный шифр - ISBN .

Помимо этого на основании применения библиотечно-библиографической классификации (ББК) издания распределяются по отраслям знаний в соответствии с их содержанием, в соответствии с которой используются цифробуквенные индексы ступенчатой структуры. Шифр ББК применяется с целью выделения хранимых изданий в каталоги и статистические отчеты.

В библиотеке формируется база данных, которая представляет собой совокупность данных обо всех процессах и потоках, которые происходят в библиотеке, построение хронологической последовательности посредством применения таблиц и списков данных. Основным назначением базы данных является хранение данных для дальнейшего целевого ее применения и формируется в виде специального списка, который в дальнейшем подвергается редактированию и изменению работниками библиотеки.

Работа с базой данных может быть проведена как самими сотрудниками библиотеки, так и лицами заинтересованным в получении необходимой информации.

При организации работы библиотекарем решают ряд задач:

Принимаются новые книги и регистрируют в библиотеке;

Относятся учебные издания к одной или нескольким областям знаний;

Проводится каталогизация книг, назначаются инвентарные номера;

Ведется учет выданных книг и возвращенных от читателя;

Проверяется соответствие внешнего состояния книги.

На основании проведенного изучения функционального предназначения библиотеки образовательного учреждения, можно сделать вывод, что работа библиотеки базируется на осуществлении информационно-образовательной, культурно-досуговой работе. Для учебного учреждения она играет роль в формировании собственного информационного и учебного материала для облегчения организации учебного процесса, доступности и эффективности учебных изданий для педагогического состава и обучающихся, возможность формирования собственной, уникальной методической и консультационной практики.

1.2. Нормативно-правовое регулирование библиотечной деятельности

Деятельность библиотек в Российской Федерации регламентирована законодательно, которые способствуют не только выполнению контрольных функций, но и обеспечивают создание правовой базы для формирования открытого информационного общества.

Актуальной задачей работников библиотек является реализация Федерального закона от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечной деле» (изм. от 02.07.2013), Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (изм. от 02.07.2013). При этом функционально обязанность каждого библиотечного общества основана на использовании этих законов в полной мере, защищать право каждого человека на получение необходимой информации.

Федеральный закон «О библиотечном деле» обеспечивает правовую базу для сохранения и развития библиотечного делав Российской Федерации, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирует права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей свободный доступ к информации, развитие каждого индивида, приобщение к ценностям культуры, а также культурную, научную и образовательную деятельность.

Законом урегулированы вопросы организации библиотечной деятельности в общих вопросах, относительно взаимоотношений с государством, гражданином, учреждениями, предприятиями и организациями в области библиотечного дела на основании установленных принципов и норм международного права.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует отношения, которые возникли:

При формировании и применении информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации;

При создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

При организации защиты информации, прав субъектов, учащихся в информационных процессах и информатизации.

Помимо этого применяется межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 - 2000 «Библиотечная статистика», которая утверждена Постановлением Госстандарта России от 19.04.2001 г. № 182-ст. Этим стандартом определены общие вопросы по формированию статистики и учету объектов библиотек. Настоящим стандартом установлены единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации, единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ.

Приводя данные законы и нормативные стандарты в практическую реализацию на местном уровне, возможно создание специальных правил и положений по обеспечению функционирования библиотек.

Созданные нормативно-правовые акты в библиотеке не должны противоречить основным законам Российской Федерации, и иным нормативным документам государственной власти всех уровней.

На основании проведенного исследования нормативно-правового регулирования можно отметить, что библиотечная деятельность в Российской Федерации регулируется и контролируется, как и другие направления и отрасли.

1.3. Формирование библиотечной статистики

Статистические данные позволяют обобщить в количественной форме все процессы, происходящие в библиотечной деле. Статистика позволяет оценить и исследовать количественную сторону явлений библиотечной деятельности при неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретным местах и времени. Она позволяет оценить количество книговыдач, пользователей библиотеки, объема фонда и часы работы.

При этом в качестве основных задач библиотечной статистики можно выделить:

Разработка системы показателей, которые позволяют понять масштабы и темпы работы библиотеки;

Пропорции развития библиотечной деятельности;

Создание методов расчета и взаимной увязки показателей;

Анализ факторов, которые обуславливают основные тенденции развития;

Обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельности в целях своевременного выявления проблем развития.

Формирование статистических данных по библиотеке основано на ГОСТе 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Данным стандартом установлены единые правила и требования к сбору и представлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях и устанавливает единые сроки, определения, единицы расчета, минимум статистических данных для библиотек.

В качестве основных статистических показателей необходимо выделить:

Учет читателей, который позволяет оценить количество человек, пользующихся документами библиотек и в качестве единицы учета применяется формуляр читателя.

Учет выдачи книг позволяет оценить количество документов, которые использовались читателями, их направленность. Учет выдачи изданий осуществляется по числу выданных экземпляров, которые зарегистрирована в формулярах читателей, листке читательского требования, книжном формуляре или иной документации, которая принята в библиотеке и базе данных.

Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку [email protected]

общеобразовательной организации (пополнение и учет фондов

электронных изданий)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Информатизация является одним из стратегических направлений

развития образования и общества в целом. Огромное количество

информации – архивные и библиотечные фонды, каталоги, учебники и

учебно-методическая литература стремительно переводятся в электронный формат. В рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации планируется, что к 2015 году доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек составит не менее 50 процентов1. Активно в этот процесс включаются и школьные библиотеки.



системе доставки и управления электронными учебными изданиями;

формированию заказа на недостающую литературу в электронном виде;

автоматизированной обработке данных книгообеспеченности;

защите от нелегального распространения.

Данные методические рекомендации разработаны в целях развития школьных библиотек в информационно-библиотечные центры образовательных организаций среднего образования с учетом перехода на Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом России 0 февраля 2008 г. N Пр-212).

федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)2.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 18, ст. 20, ст. 28, ст. 35.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ред. от 04.06.2014 N 140ФЗ, ст. 93, ст.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ст. 2, ст. 6, ст.17 Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (утв. приказом Минкультуры России от 08 октября 2012 г. N 1077).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 1

–  –  –

3 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "04" октября 2010 г. N 98 безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационнообразовательных ресурсов.

При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы)4.

Оснащение учебного процесса, в том числе информационнобиблиотечного центра образовательных организаций должно обеспечивать возможность:

создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.);

получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

4 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ст. 2, ст. 6, ст.17 наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных;

использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений);

размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий).

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ДОСТАВКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ

Современная школьная библиотека должна организовать профессионально систему доставки и управления электронными учебными изданиями. В такой системе должен быть обеспечен для читателей доступ к электронным изданиям различных типов: официальным, научным, научнопопулярным, практическим, нормативным, социально-политическим, справочным, изданиям для досуга, рекламным, художественным, информационным и, прежде всего, учебным. Учебное электронное издание электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и

–  –  –

1. Локальное электронное издание: Электронное издание, предназначенное для использования в режиме локального доступа и распространяемое в виде:

– идентичных экземпляров (тиража) на съемных машиночитаемых носителях;

– файлов для использования на специализированных устройствах для воспроизведения текста, звука, изображения.

2. Электронное издание сетевого распространения: Электронное издание, удаленный доступ к которому осуществляется с другого компьютера, Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. ГОСТ Р 7.0.83-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания.

или иного специализированного устройства через информационнотелекоммуникационные сети.

3. Электронное издание комплексного распространения: Электронное издание, часть элементов которого предназначена для локального использования и распространения, другая часть элементов предназначена для распространения через информационнотелекоммуникационные сети.

Управление фондом электронных ресурсов библиотеки, несмотря на его принципиальное отличие от традиционных материалов, предполагает выполнение функций аналогичных традиционным (см. рис.2):

формирование заказа на недостающую литературу в электронном виде;

доставка и защита от нелегального распространения;

автоматизированная обработка данных книгообеспеченности (учет);

предоставление доступа к электронным изданиям;

списание устаревших изданий.

Рисунок 2.

Функции управления фондом электронных изданий современной библиотеки

НЕДОСТАЮЩУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

(ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА, ПРИОБРЕТЕНИЕ)

В процессе формирования заказа на недостающую литературу в электронном виде необходимо учитывать технические условия доступа к электронным ресурсам, в том числе наличие у образовательной организации и у обучающихся технических и программных средств, оборудования, скорости канала Интернет.

Рисунок 3.

Схема формирования заказа на новую литературу Образовательная организация вправе самостоятельно определять список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования6.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для 6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28 использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень

–  –  –

Приобретение или организация доступа к электронным ресурсам регламентируется лицензионным соглашением, в котором зафиксированы взаимные права и обязательства библиотеки и поставщика на определенный период.

7 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 18 8 Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 года. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» URL: http://god2015.com/novosti-2015/federalnyj-perechenuchebnikov 9 Бумажное, электронное (вид электронного издания)

ДАННЫХ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ

–  –  –

Согласно порядку учета документов, входящих в состав библиотечного фонда10 учет документов библиотечного фонда является основой отчетности и планирования деятельности библиотеки, способствует обеспечению его сохранности. Учет включает регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытия из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда.

Учету подлежат все документы (постоянного, длительного, временного хранения), поступающие в фонд библиотеки и выбывающие из фонда библиотеки, независимо от вида носителя. Учет электронных документов ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в электронном виде.

Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ с указанием сведений о поступлении документа и о его выбытии из библиотечного фонда.

В электронной системе учета регистры суммарного учета интегрируются в единый учетный файл:

"Поступление документов в библиотечный фонд";

"Выбытие документов из библиотечного фонда";

"Итоги движения библиотечного фонда: итоговые данные на конец отчетного периода".

Общая величина библиотечного фонда в целом и его подразделов, в том числе сетевых локальных документов и сетевых удаленных документов, учитывается в экземплярах, новые поступления - в экземплярах и названиях.

Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда. Утверждён приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1077 г. Москва "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда" 08.10.2012 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 мая 2013 г. Регистрационный N 28390 Таблица 2. Учет электронных документов в зависимости от типа носителя

–  –  –

Документы принимаются по первичным учетным документам (накладная, акт), включающим список поступлений.

Прием документов, поступающих в библиотеку без первичных документов на безвозмездной основе, оформляется актом о приеме документов.

Прием документов, поступающих в библиотеку от юридического, физического лица в виде дара с указанием его назначения для пополнения библиотечного фонда, оформляется договором пожертвования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 574, 582).

Документы, поступающие в библиотеку, подлежат суммарному учету.

Регистры суммарного учета должны иметь заголовочные данные:

наименование регистра, наименование организации, подразделения. В регистр вписываются данные о поступившей партии документов: дата и порядковый номер записи (порядковый номер записи ежегодно начинается с N 1), источник поступления, номер и дата первичного учетного документа, количество поступивших документов и стоимость, даты загрузки поступлений в систему.

Суммарный учет поступления электронных сетевых удаленных документов ведется в электронном реестре с отражением следующих показателей: даты и порядкового номера записи, реквизитов лицензионного договора (названия и номера документа, срока его действия, стоимости), количества баз данных (пакетов) и включенных в них названий.

Индивидуальный учет документов осуществляется путем присвоения каждому экземпляру документа регистрационного номера, иного знака в качестве регистрационного номера (системного номера компьютерной программы, штрих-кода и других). Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки.

Регистрационные номера исключенных из фонда документов не присваиваются вновь принятым документам.

Регистрационные номера проставляются непосредственно на документах и отражаются в регистре индивидуального учета документов, принятом в библиотеке.

Регистры индивидуального учета должны иметь заголовочные данные:

наименование регистра, наименование организации, структурного подразделения. В регистр вписываются данные о каждом документе: дата записи в регистре, регистрационный номер, краткое библиографическое описание документа (автор, заглавие, том, часть, выпуск, место и год издания), цена документа, указанная в сопроводительном документе.

Индивидуальный учет электронных сетевых локальных документов осуществляется путем ввода в базу данных метаинформации о загрузке документа в электронную библиотеку с автоматическим присвоением идентификационного (системного) номера каждому документу.

Электронные сетевые локальные документы и электронные сетевые удаленные документы идентифицируются специальными программными средствами.

Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления, передаются в бухгалтерию для включения в учет библиотечного фонда.

Учет выбытия документов из библиотечного фонда

Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств.

Исключение документов из библиотечного фонда допускается по следующим причинам: утрата, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность.

Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (далее - Акт о списании) по форме (код по ОКУД 0504144), утвержденной Приказом Минфина России от 15.12. 2010 N 173н, зарегистрированным в Минюсте России от 01.02.2011 N 19658.

Электронные сетевые локальные документы удаляются из электронной библиотеки на основании Акта о списании с указанием причины исключения. Наименование, номер и дата акта вводятся в базу данных в качестве метаинформации к соответствующему документу. На основании введенных сведений программным способом формируется перечень Актов о списании (реестр суммарного учета выбытия сетевых локальных документов) и перечень списанных объектов электронной библиотеки (реестр индивидуального учета выбытия сетевых локальных документов).

Выбытие электронных сетевых удаленных документов не оформляется специальным документом. Подтверждением выбытия является истечение срока действия документа (договора, контракта, лицензионного соглашения), оформленного на право доступа к определенной базе данных (пакету) сетевых документов, и отсутствие договора, контракта, лицензионного соглашения, оформленного на новый срок.

Учет итогов движения библиотечного фонда

Итоги движения фондов подводятся регистре суммарного учета, на основании данных суммарного учета о поступлении и выбытии документов.

Итоговые данные по электронным сетевым удаленным документам представляются следующими показателями учетных единиц: состояло на начало года, оформлено в доступ в течение года, доступ прекращен в течение года, состоит на конец года.

Проверка наличия документов библиотечного фонда

Проверка наличия документов библиотечного фонда (далее - проверка фонда) производится в обязательном порядке:

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации библиотеки.

Для проведения проверок руководителем организации назначается комиссия, в состав комиссии должен входить представитель бухгалтерии.

Проверка электронных сетевых локальных документов осуществляется по количественным показателям, а также по контрольным суммам, позволяющим выявить изменения в документе.

Проверка доступности электронных сетевых удаленных документов осуществляется с адресов входа, указанных в регистре индивидуального учета.

Проверка всего фонда или его части завершается составлением акта о результатах проведения проверки наличия документов библиотечного фонда и приложением к нему списка документов, отсутствующих по неустановленной причине.

Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства.

Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", зарегистрированным Минюстом Российской Федерации 08.09.2010 N18380.

В течение десяти лет хранятся Акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда и акты о приеме-передаче списанных объектов библиотечного фонда.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОСТУПА ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ

ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ НЕЛЕГАЛЬНОГО

РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность11.

Согласно статьям Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Соответственно, электронные издания тоже являются объектами авторского права. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Отношения между издательством и автором, издательством и библиотекой или дистрибьюторской компанией закрепляются лицензионным договором, где одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме.

Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации, статьи 1255, 1256, 1259, 1270, 1286, 1301 электронных изданий сетевого распространения допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Гражданским кодексом, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно.

Система дистрибуции, определяемая региональными или федеральными органами управления образованием должна обеспечить легальный доступ к электронным учебникам, в том числе электронным версиям учебников, входящих в Федеральный перечень, обеспечить надежную защиту авторских прав через использование аппаратнопрограммной защиты контента от взлома и нелегального копирования.

Похожие работы:

«Методические и иные документы, разработанные преподавателями для обеспечения образовательного процесса Направления подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика Наименование Наименование № п/п дисциплины учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть Волкова О.В. Wilche antwort Passt? Какой ответ правильный? Cборник тестов по немецкому языку, 2014 г. (ВПО) 1. Воробьева Т.И. В поисках Франции. Cherchez la...»

««УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» д-р геогр. наук, профессор _ А.Н. Чумаченко 20 февраля 2015 г. Программа вступительного испытания в магистратуру на направление подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» («Технологии программирования») в ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» в 2015 году Саратов – 2015 Пояснительная записка Вступительное испытание направлено на выявление степени...»

«Очная форма обучения № Код Наименование направПеречень п/п ления подготовки (специальности) Академический бакалавриат, 4 года Информатика и вычислитель1. Якушин, Роман Юрьевич. Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении дисциная техника плины Компьютерные технологии в локомотивном хозяйстве [Текст] : [для студентов третьего и пятого курсов очной и заочной форм обучения специальности 190301 – «Локомотивы»] / Р. Ю. Якушин, 2011. 21 с. 2. Малютин, Андрей Геннадьевич....»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ В.Н. Михайлов ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Учебно-методическое пособие Орел, 2015 ББК 32.973.26-018.2я73 М-69 Рекомендовано к изданию Ученым советом ОФ РАНХиГС Рецензенты: Зав. кафедрой «Математика и информатика» Орловского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Компьютерная зависимость (информационный материал для кураторов, преподавателей, воспитателей, студентов, социальных педагогов и педагогов-психологов) Минск 2015 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Управление воспитательной работы с молодёжью...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра экологии и генетики Пак И.В. ИММУНОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501 – Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения Тюменский государственный университет Пак И. В....»

« дисциплины ЕН.02 Информатика и информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности по специальности: программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 49.02.01 «Физическая культура» Дербент 2015 Организация-разработчик: Частная образовательная организация высшего образования «Социально-педагогический институт»...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Академия информатизации образования ОО «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании» (Чебоксары, 15 апреля-20 мая 2015 года) Чебоксары – 2015 УДК 681.32:37 ББК 74.5 М 341.5 Материалы...»

«И.Н.ДУБИНА ОсНОвытеОрИИ экОНОмИческИх Игр Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области прикладной информатики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в экономике» и другим экономическим специальностям КНОРУС МОСКВА 2015 УДК 330(075.8) ББК 65.5я73 Д79 Рецензенты: О.П. Мамченко, декан экономического факультета Алтайского государственного университета, заведующая кафедрой информационных...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра информационных систем и технологий Тимофеева Н.В.ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Методические рекомендации к лабораторным работам Северодвинск УДК 681.3 Организация внедрения информационных систем: Методические рекомендации к лабораторным работам...»