Андрей Липов

Один мой знакомый озабочен тем, что у него постоянно не хватает денег. Он занимает у друзей, берет кредиты и все равно ему не хватает купить те вещи, которые хочется. От этого он пребывает в постоянной полу-депрессии, полу-раздражении. Он пробовал читать разные книжки по личным финансам, и давал зарок следуя их советам начинать копить и экономить. Однако, ничего у него не получалось.

Очень часто читая подобную литературу удивляешься насколько дотошным и подробным надо быть человеком, чтобы выполнять все требования персонального финансиста. Неужели путь к финансовой свободе лежит через превращение в черствого сухаря и совершение действий вроде собирания всей железной мелочи по мешочкам и пересчета ее в конце месяца (так рекомендовали в одной из книг!)

Вовсе нет! Ведь все люди ленивы и не хотят совершать лишние телодвижения, когда можно обойтись несколькими, нно самыми главными. Давайте посмотрим какие повороты в ведение личных финансов можно срезать. Вот пять главных пунктов на которых вым нужно сконцентрироваться. Но прежде...

Золотое правило личного бюджета

Для совсем-совсем ленивых богатый хомячок советует выучить одно простое правило:

Всегда тратьте меньше чем зарабатываете

Если вам хочется потратить больше, закатайте губу, либо заработайте больше. Сурово, но правда. Любое отклонение от этого правила ведет к ситуации, описанной в начале статьи.

1. Рассчитайте ваши траты

Итак, если вы намерены копнуть чуть-чуть глубже, нежели запомнить одно вышеупомянутое правило - поздравляем. Жить вам станет несколько легче, хотя для этого прийдется приложить некоторые усилия. Итак, первое что нужно сделать в нашей системе ведения личного бюджета для лентяев - посчитать свои траты.

Если вы все покупки совершаете при помощи пластиковой карточки, вам будет легче это сделать. Зайдите в интернет-банк и запросите выписку по карте за месяц. Почитайте отчет и распишите на какие категории у вас уходят ваши финансы.

Вспомните так же на что вы тратили наличность и так же разделите ее на группы, хотя бы примерно.

2. Составьте список покупок

Теперь гораздо более приятная процедура. Представьте что бы вы хотели купить в следующие три-шесть месяцев. Это может быть как приобретение каких-либо вещей, так и другие затраты: на ремонт, путешествия или обучение.

Сделайте то же самое для периода год-пять лет.

Магия в том, что «список покупок» звучит психологически лучше, нежели слово «бюджет». Некоторые получают удовольствие от одного только составления списка покупок, представляя как они заполучат эти вещи.

Чтобы было еще приятнее, помечтайте о каких-либо штуках, которые вы не включили в список, но они бы помогли каждый день испытывать радость в ближайшем или отдаленном будущем. Включите эти вещи в список. Они будут вас мотивировать.

3. Разделите будущие траты по месяцам

Теперь, когда у вас есть список покупок, распределите их стоимость по месяцам, начиная с текущего момента и заканчивая тем временем, когда вы планируете их приобрети. Вуаля - у вас появился финансовый план. То есть вы каждый месяц будете «приобретать» кусочек новой машины или несколько дней отпуска.

4. Начинайте сберегать и копить согласно вашему плану

Если вы сдюжите регулярно откладывать деньги так как запланировали в предыдущем пункте, вас обязательно должен посетить психологический комфорт от того, что вы фактически почти обладаете желаемой вещью. Ведь ее незримая часть вами уже приобретена.

Сложность в том, чтобы вы сами у себя не отобрали эту мечту. Сделать это можно только одним способом - прятать деньги от самого себя. Используйте депозиты, отдавайте деньги на хранение второй половине - главное всячески уберегите себя от соблазнов потратить их. Можете почитать в этой статье какие есть варианты сохранить деньги на несколько месяцев.

5. Перестаньте допускать безумный перерасход средств

Как уже было сказано, главный враг ленивого хомячка - он сам. Ему лениво даже думать и он не хочет осознавать последствий. Поэтому хорошей практикой будет «постелить соломки» и уберечь от глупостей самого себя.

Один из действенных методов уберечься от лишних трат - метод конвертов. Так как вы еще в первом пункте вычислили основные статьи затрат, вы знаете сколько и на что вам нужно денег в месяц (у вас так же должен быть резервный фонд на непредвиденные нужды, это тема вот этой отдельной статьи). Найдите столько конвертов сколько у вас получилось статей расхода в личном бюджете. Получая зарплату, наполняйте эти конверты деньгами и тратьте только их.

Конверт для удовольствия

Ну а чтобы не стать ужасным сухарем, обязательно заведите «конверт для удовольствия». В него можете закладывать столько денег, сколько сможете и посчитаете нужным на это тратить. Это имеет ошеломительный психологический эффект. Вы будете считать, что заслужили это удовольствие в полной мере и у вас совсем не будет досады о лишних тратах.

Итак, ведение личного бюджета, даже если сильно не заморачиваться, оказывается вполне посильной вещью. Сделайте это хорошей практикой, и вас обязательно посетит чувство уверенности, порядка и удовольствия от грамотно растрачиваемых денег.

Вашим друзьям будет полезна эта информация. Поделитесь с ними!

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На тему грамотного ведения бюджета сегодня написано огромное количество литературы, создано множество обучающих курсов, проводятся различные тренинги и семинары. Но, к сожалению, далеко не у каждого есть время (и деньги) на изучение соответствующих материалов и курсов. И согласитесь, как было бы хорошо, если бы можно было просто прочесть одну статью, в которой были бы кратко, грамотно и лаконично изложены основные принципы ведения и контроля личных финансов? Спешим вас поздравить – перед вами именно такая статья! И поверьте, после её прочтения, вести свой личный бюджет вам станет гораздо легче.

Несколько слов о бюджете

Итак, что такое бюджет? Бюджет – это документ (электронный или бумажный), в котором регулярно наглядно и детально отображаются все статьи доходов и расходов за конкретный период времени, т.е. все источники притока средств, все траты, а также какие-либо индивидуальные правила распоряжения финансами и личный финансовый план на будущее. Человеку, никогда серьёзно не занимавшемуся ведением бюджета, на первый взгляд это может показаться сложным процессом, требующим каких-то особенных знаний или навыков, огромного количества времени и т.д. На самом же деле в этом нет ничего сложного по той простой причине, что это всего лишь навык, которым просто нужно овладеть. Ведение бюджета включает в себя несколько базовых частей, которые со временем дополняются другими, приобретая черты более сложной системы. Но начинать всегда нужно с самого простого. Основными компонентами ведения личного бюджета являются:

  • Учёт доходов и расходов
  • Оптимизация расходов
  • Планирование доходов и расходов

Запомните, что вести свой бюджет нужно именно в такой последовательности, т.к. каждый последующий пункт является логическим продолжением предыдущего. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Учёт доходов и расходов

Учёт доходов необходим для того чтобы, во-первых, вы чётко знали, откуда поступает в ваш кошелёк каждая копейка, а во-вторых, какая конкретно сумма является вашим ежемесячным доходом. Раз уж год состоит из 12 месяцев, а источник доходов подавляющего большинства людей – это заработная плата, то и дальше мы будем брать за «конкретный временной промежуток времени» один месяц.

Но если с доходами ситуация довольно проста: получил – записал, получил – записал и т.д., то с расходами дело обстоит несколько иначе.

Как уже было сказано, 20% заработка многих людей, не занимающихся своим бюджетом, «исчезает». Причём, это случается даже в тех случаях, когда кажется, что конкретно знаешь, на что тратишь деньги. А эта сумма могла бы быть использована с умом: потрачена на что-то существенное и действительно необходимое или отложена. «Вернуть» эти деньги можно, но пока вы не будете знать, куда они «исчезают», сделать этого вы не сможете. Это и есть первая причина, почему нужно вести учёт расходов. И делать это нужно ежедневно.

Заведите себе отдельный блокнот и всегда носите его с собой. Для начала тратьте деньги в привычном для себя режиме, как вы привыкли. Но все свои траты, даже если это 7,5 рублей за пирожное или 2 рубля за коробок спичек, обязательно фиксируйте. Разделите листы блокнота расходов на две части – «наименование покупки» и «сумма». Вверху листов проставляйте даты. Не категоризируйте покупки – сейчас это лишнее, просто записывайте их, т.к. вашей основной задачей является выработка у себя такой привычки и определение причины «исчезновения» денег. На в этом вопросе тоже надеяться не стоит, т.к. уже на следующий день вы будете усердно вспоминать, на что потратились.

Еженедельно сверяйте оставшиеся деньги со своими заметками, чтобы проверить точность записей и их систематичность, а также, чтобы увидеть, есть ли в вашем списке то, от чего можно было бы отказаться без существенного ущерба для себя. Наверняка вы удивитесь, узнав, что такие вещи имеются. По истечению месяца посчитайте все такие траты и определите их общую сумму – так вы и получите необходимый результат, т.е. наконец-таки узнаете, куда регулярно тратится одна пятая всех ваших денег. Теперь можно впредь воздерживаться от подобных трат и направлять «найденные» деньги в другое русло.

Ко всему прочему, регулярные записи в блокноте после каждой покупки будут автоматически заставлять вас задумываться о целесообразности покупки, а значит, к своим расходам вы будете подходить более осознанно. Спустя 2-3 месяца такой практики, уже привыкнув к ней, вы можете разделить свои расходы на категории (питание, транспорт, коммунальные услуги, развлечения и т.д.).

Оптимизация расходов

Оптимизация расходов подразумевает рациональное использование средств. И это отнюдь не является экономией. Экономия – это отказ от того, что нравится, привычно и доставляет удовольствие, в пользу того, что необходимо, с целью сбережения средств. Оптимизацией же называется грамотное распределение личных финансовых потоков по всем статьям своих расходов без необходимости отказывать себе в чём-либо существенном. От чего-то, возможно, и придётся отказаться, но это будет настолько незначительным, что, по сути, будет даже неощутимо. Оптимизация расходов основывается на следующих принципах, которые очень важно уяснить:

  • Не бывает статей расходов, которые не были бы важны для вас. Чтобы тратить меньше следует сокращать каждую статью пропорционально друг другу, т.е. вычитывать средства из каждой статьи в одинаковом процентном соотношении.
  • Наибольшей оптимизации подлежат те статьи расходов, на которые уходит наибольшее количество средств из вашего бюджета, т.к. расходы по ним, скорее всего, можно сократить.
  • Не нужно стремиться к покупкам вещей, разрекламированных как экономные, или оптовым закупкам. Психика человека устроена таким образом, что за счёт кажущейся дешевизны или предполагаемой скидки он будет неосознанно стремиться к тому, чтобы взять больше, а это означает, что и тратить он будет больше.

После того как вы точно узнаете ваши основные и реальные потребности и определите каким образом лучше всего оптимизировать расходы, можно приступать к распределению средств по целям и временным промежуткам. Например, получив зарплату, отложите часть денег на основные расходы (обязательные платежи), другую часть (пусть даже совсем небольшую) оставьте как накопления, а оставшуюся сумму разделите на четыре недели, из которых состоит месяц. Эти четыре части отделите друг от друга, разложив, к примеру, по конвертам. Каждый новый конверт открывайте только накануне грядущей недели. Чем меньше в каждом из этих конвертов будет денег, тем более вы будете дисциплинированы и рациональны в своих расходах. И ещё один полезный совет: чем больше вы склонны к необдуманным покупкам, тем меньше денег рекомендуется иметь при себе в течение дня.

Вышеизложенная практика на самом деле очень эффективна. Если вы будете придерживаться её хотя бы полгода, вы научитесь сохранять приличные суммы денег, а также выработаете у себя тратить деньги только на то, что действительно необходимо, при этом не только не ухудшив, но и улучшив качество своей жизни.

Финансовое планирование

Любое — это существенная составляющая успеха в любой сфере жизни, т.к. позволяет не только разделить процесс на несколько важных этапов, но и увидеть новые возможности. Финансовое планирование – залог материального благополучия, наличия «подушки безопасности» в непредвиденных жизненных ситуациях, возможность достичь многих материальных целей, и даже стать финансово независимым человеком.

Финансовые (и любые другие) планы подразделяются, как правило, на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (от 3 лет и более). Соответственно, и планировать нужно по нарастающей. Во-первых, достижение целей – это процесс поэтапный, в котором реализация среднесрочных или долгосрочных планов может зависеть от краткосрочных или среднесрочных. И, во-вторых, всегда существует определённый рубеж, преодолеть который в настоящее время мы не можем. К тому же, имеют место быть некоторые обстоятельства, повлиять на которые невозможно (инфляция, внезапное сокращение на работе, непредвиденные необходимые траты и т.п.).

Чтобы иметь возможность быть готовым, если уж не ко всему, то ко многому, нужно иметь чёткое представление о том, что вы будете делать в той или иной ситуации, а также разработать свою стратегию по достижению целей. Всё это и включает в себя финансовое планирование.

Лучшим временем для приведения в порядок своего бюджета и планирования является начало года. Но, конечно же, ждать его наступления ни в коем случае не нужно. Приступайте к делу сразу же: определяйте свои цели, просчитывайте действия, ищите новые возможности и варианты. Это станет вашим первым шагом к процветанию и финансовому благополучию.

Заключая, лишь хочется добавить, что всегда нужно помнить о том, что грамотное отношение к своему бюджету должно стать частью образа жизни, стимулом к профессиональному, карьерному и личностному росту; навыком, который сделает достаток вашим верным спутником и гарантом уверенности в любой жизненной ситуации. Об этом говорят все успешные, обеспеченные и финансово независимые люди. И чтобы стать одним из них, нужно наконец-то заняться своим личным бюджетом. И мы желаем вам в этом скорейших успехов и удачи!

А знаете ли вы ещё какие-нибудь эффективные способы ведения личного бюджета? Мы будем рады вашим рекомендациям, советам и комментариям!

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. (БК РФ ст. 264.1)

Основными задачами бюджетного учета являются:

  • - формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
  • - формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • - обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
  • - обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений.

Порядок ведения бюджетного учета, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

К особенностям бухгалтерского учета можно отнести: организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы; строгая государственная учетная политика, реализуемая через Инструкцию; тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов; новая форма ведения бюджетного учета (журналы операций); четкий учет расходов и доходов. бухгалтерский учет бюджет расход

Основными принципами ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

  • - ведение бух. учета методом двойной записи;
  • - непрерывность;
  • - денежная оценка хозяйственных операций, активов и пассивов;
  • - достоверность;
  • - начисление;
  • - предусмотрительность (осторожность);
  • - преобладание содержания над формой;
  • - сопоставимость показателей;
  • - нейтральность финансовой отчетности;
  • - соответствие доходов и расходов отчетного периода;
  • - фактическая оценка активов и обязательств.

Принцип ведения бухгалтерского учета методом двойной записи означает, что хозяйствующий субъект должен вести регистрацию бухгалтерских операций на основе двойной записи. Система двойной записи заключается в том, что одна и та же сумма по одной и той же операции отражается на двух счетах бухгалтерского учета - в дебете одного и кредите другого.

Принцип непрерывности бухгалтерского учета означает, что хозяйствующий субъект является постоянно действующим и будет продолжать свою деятельность в течении неопределенного долгого периода времени, а также срок ведения бухгалтерского учета должен соответствовать сроку существования, хозяйствующего субъекта. Со дня прекращения своего существования, бюджетная организация прекращает ведение бухгалтерского учета.

Принцип денежной оценки хозяйственных операций, активов и пассивов означает, что все хозяйственные операции, события, активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении - денежной оценке. В Республике Узбекистан денежным измерителем является сум и его доли - тиийн.

Принцип начисления бухгалтерского учета означает, что активы, пассивы, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем.

Принцип достоверности бухгалтерского учета означает, что информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи. Достоверность хозяйственных операций или событий должна быть подтверждена первичными учетными документами.

Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в финансовой отчетности не должна допускаться завышенная оценка активов и доходов и заниженная оценка обязательств или расходов.

Принцип преобладания содержания над формой означает, что если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, эта информация должна быть учтена и представлена в финансовой отчетности.

Принцип сопоставимости показателей бухгалтерского учета означает, что для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой за разные отчетные периоды. При изменении подходов представления отчетности в отчетном году информация за предшествующий период должна быть переклассифицирована для целей сопоставимости. Если по практическим соображениям переклассификация не может быть сделана, должны быть раскрыты причины и характер изменений, которые имели бы место в случае осуществления переклассификации.

Принцип нейтральности (бухгалтерской) финансовой отчетности означает, что информация, представляемая в финансовой отчетности, для обеспечения ее надежности должна быть свободной от предвзятости.

Принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов данного отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с какой-либо системой распределения.

Принцип фактической оценки активов и обязательств предполагает, что основой оценки активов и обязательств является их себестоимость или стоимость приобретения.

Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Существенность. Информация является существенной, если ее невключение или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние, как ее сущность, так и ее ценность (существенность).

Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств хозяйствующего субъекта.

Завершенность. В целях обеспечения достоверности финансовых отчетов должна быть представлена информация в достаточно полном объеме.

Своевременность. При необоснованной задержке отчетной информации она теряет свою значимость. Для представления своевременной информации может возникнуть необходимость отчета до того, как все аспекты сделки или другого события будут известны, что нарушает достоверность. С другой стороны, если отчет откладывается до тех пор, пока все аспекты будут известны, даже очень надежная информация может принести пользователям незначительную пользу, поскольку они были вынуждены принимать решения ранее. В целях достижения баланса между значимостью и надежностью надо решить, как лучше всего удовлетворить потребности пользователей при принятии экономических решений.

Вам постоянно не хватает денег на покупку даже необходимых вещей? Ваши денежные средства постоянно утекают как сквозь пальцы? Задумайтесь над этой ситуацией. Причиной этого могут быть не низкие доходы, а неумение распоряжаться своими финансами и планировать свой бюджет.

Несколько слов о личном бюджете

Личный бюджет - это ваш личный план, в котором отображаются все статьи за, а также индивидуальные правила распоряжения финансами и личный финансовый план на будущее. Ведение личного бюджета и планирование своих расходов не требует никаких особенных знаний и большого количества времени.

Основными компонентами ведения личного бюджета являются:

  1. Систематический учет и контроль доходов и расходов.
  2. Рациональное ведение расходов.
  3. Планирование расходов и доходов.

Первый этап - планирование доходов и расходов

Для того чтобы заниматься планированием своих доходов и расходов, необходимо начать их систематически записывать, чтобы всегда иметь информацию о том, на чем можно сэкономить, не ограничивая себя в самом необходимом.

Эксперты советуют завести специальный блокнот для записи всех своих трат. Для начала тратя деньги как обычно, но записывая любые, даже самые незначительные траты.

Основная задача на этом этапе - определить причину быстрого исчезновения денег из личного бюджета.

Такие регулярные записи после каждой покупки заставляют задумываться о её целесообразности. Затем посмотрите свои записи, и вы наверняка увидите в своем списке значительное количество ненужных трат, те траты, от которых вы могли бы легко отказаться.

Через два месяца разделите свои расходы на категории: питание, коммунальные услуги транспорт, необходимые покупки, досуг и развлечения.

Второй этап - распределение расходов

Оптимальное распределение расходов без отказа себе в чем-то существенном.

Эксперты советуют:

  1. Сокращать каждую статью расходов пропорционально друг другу, то есть вычитывать средства в одинаковом процентном отношении.
  2. Проанализировать пункты своих расходов. Среди них наверняка найдутся расходы, которые кажутся на первый взгляд мелочами, но потом складываются в крупные суммы.
  3. Не стремиться к покупке вещей, которые рекламируются как экономные, не увлекаться покупками вещей на распродажах или оптовыми закупками. За счёт предполагаемой скидки и предполагаемой экономии вы будете неосознанно стремиться к тому, чтобы купить больше, то есть и расходов будет не меньше, а больше.

Третий этап - оптимизация

После того, как вы точно определили свои реальные потребности и продумали, как оптимизировать свои расходы, можно приступать к их планированию.

Любое планирование, говорят специалисты - это существенная составляющая успеха в любой сфере жизни. Финансовое планирование - залог материального благополучия, возможность достичь многих целей, стать финансово независимым человеком.

Финансовые планы разделяются на краткосрочные: до одного года, и долгосрочные.

Долгосрочное планирование достаточно сложное, на него могут повлиять различные обстоятельства: продолжительная , инфляция, или на , , непредвиденные траты.

Специалисты советуют составить личный финансовый план и стараться его придерживаться. В личном финансовом плане зафиксируйте:

  1. текущее финансовое положение,
  2. личные финансовые цели,
  3. пути их достижения.

Кратковременное планирование и рациональное ведение личного бюджета

Получив зарплату, отложите часть денег на основные расходы (обязательные платежи, транспорт, питание), другую часть, пусть даже небольшую, оставьте как накопления. Эту сумму разделите на четыре части (четыре недели) и разложите по конвертам. Каждый новый конверт открывайте только накануне грядущей недели. Чем меньше в этих конвертах будет денег, тем более вы будете рациональны в своих расходах.

Важный совет специалистов. Если вы склонны к необдуманным покупкам, имейте при себе только самую необходимую сумму денег.

Долгосрочное планирование личного бюджета

Наилучшим стимулом контроля расходов и ведения личного бюджета при его долгосрочном планировании будут конкретные цели: например, покупка или выплата . При долгосрочном планировании важно четко понимать свои цели и приоритет целей. Возьмите лист бумаги и расположите цели и задачи по мере их значимости, важности и срочности. После анализа расходов и постановки целей можно заняться планированием. Спланировать расходы можно будет на основании собственного учета ежемесячных трат, а сумму, выделенную для сбережений, рекомендуется поместить, например, на банковский депозит, тем самым избавившись от возможности потратить отложенные средства.

Эксперты советуют составить таблицу с такими пунктами:

  1. предполагаемый срок достижения,
  2. общая сумма, необходимая для осуществления цели,
  3. сумма, откладываемая каждый месяц для этого,
  4. реальный срок достижения.

И еще один небольшой, но важный совет. Четко планируя свой личный бюджет и начиная жить по его правилам, включайте иногда в статьи своих расходов некоторые суммы для того, чтобы чем-то побаловать себя, не увлекайтесь суровой аскезой.

  • § 1. Нормы финансового права
  • § 2. Финансовые правоотношения
  • § 3. Субъекты финансового права
  • Глава IV. Наука финансового права
  • § 1. Предмет науки финансового права
  • § 2. Методология науки финансового права
  • § 3. Система науки финансового права
  • § 4. Отраслевая библиография
  • § 5. Наука финансового права в прошлом и настоящем
  • Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
  • § 1. Понятие финансового контроля, его принципы
  • § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
  • § 3. Государственный и муниципальный контроль
  • § 4. Правовые основы аудита
  • § 5. Формы финансового контроля.
  • § 6. Финансовый мониторинг
  • Особенная часть
  • Раздел II. Бюджетное право
  • Глава VI. Бюджет и бюджетное право
  • § 1. Понятие государственного бюджета.
  • § 2. Понятие бюджетного права:
  • § 4. Бюджетные права (полномочия)
  • Глава VII. Бюджетное устройство и бюджетная система российской федерации: понятие, принципы
  • § 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы рф
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
  • § 3. Правовое закрепление доходов бюджета
  • § 4. Правовое закрепление расходов бюджетов
  • § 5. Бюджетное регулирование и межбюджетные трансферты
  • Глава VIII. Бюджетный процесс
  • § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • § 2. Стадия составления проекта бюджета
  • § 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • § 4. Стадия исполнения бюджета
  • § 5. Стадия составления и утверждения отчета
  • § 6. Финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе
  • Глава IX. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
  • § 2. История формирования отечественной системы
  • § 4. Способы размещения государственных
  • § 5. Основные положения о контроле в сфере
  • § 6. Отдельные механизмы размещения заказов
  • Раздел III. Правовой режим государственных внебюджетных фондов
  • Глава X. Государственные внебюджетные фонды
  • § 1. Понятие внебюджетного фонда
  • § 2. Система государственных внебюджетных фондов
  • Глава XI. Правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов
  • § 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
  • § 2. Федеральный и территориальные фонды
  • § 3. Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Раздел IV. Правовое регулирование
  • § 2. Система государственных и муниципальных доходов.
  • § 3. Неналоговые доходы государства
  • Глава XIII. Основы налогового права
  • § 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов
  • § 2. Понятие и предмет налогового права.
  • § 3. Налоговые правоотношения.
  • § 4. Порядок исполнения налоговой обязанности.
  • § 5. Виды налогов. Основные элементы налогообложения
  • § 6. Налоговый контроль
  • § 7. Налоговая ответственность: общие положения.
  • Глава XIV. Федеральные налоги и сборы
  • § 1. Налог на добавленную стоимость
  • § 2. Акцизы
  • § 3. Налог на доходы физических лиц
  • § 4. Налог на прибыль организаций
  • § 5. Налог на добычу полезных ископаемых
  • § 6. Водный налог
  • § 7. Сборы за пользование объектами животного мира
  • § 8. Государственная пошлина
  • Глава XV. Региональные налоги
  • § 1. Налог на имущество организаций
  • § 2. Налог на игорный бизнес
  • § 3. Транспортный налог
  • Глава XVI. Местные налоги
  • § 1. Земельный налог
  • § 2. Налог на имущество физических лиц
  • Глава XVII. Специальные налоговые режимы
  • § 1. Единый сельскохозяйственный налог
  • § 2. Упрощенная система налогообложения
  • § 3. Система налогообложения в виде единого налога
  • § 4. Система налогообложения
  • Глава XVIII. Государственный долг и кредит
  • § 1. Понятие и виды государственного (муниципального) долга
  • § 2. Формы государственного (муниципального) долга
  • § 3. Классификация государственных (муниципальных) долгов
  • § 4. Государственные гарантии
  • § 5. Управление государственным (муниципальным) долгом
  • § 6. Органы управления государственным долгом
  • § 7. Государственный кредит
  • Глава XIX. Правовое регулирование страхового дела
  • § 1. Понятие страхового рынка.
  • § 2. Понятие страхового правоотношения.
  • § 3. Государственное регулирование страховой деятельности
  • § 4. Финансово-правовое регулирование
  • Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов
  • Глава XX. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
  • § 1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов
  • § 2. Расходные обязательства
  • § 3. Формы бюджетных расходов
  • § 4. Понятие, виды и принципы бюджетного финансирования
  • § 5. Сметно-бюджетное финансирование
  • § 6. Понятие и виды бюджетного кредитования
  • Раздел VI. Правовые основы денежно-кредитной системы. Основы валютного законодательства
  • Глава XXI. Правовые основы денежного обращения и расчетов
  • § 1. Денежная система Российской Федерации
  • § 2. Правовое регулирование денежного обращения
  • § 3. Правила ведения кассовых операций
  • § 4. Понятие расчетов и расчетных отношений
  • § 5. Формы безналичных расчетов
  • Глава XXII. Правовое регулирование банковской деятельности в российской федерации
  • § 1. Банковская система Российской Федерации
  • Банковская система Российской Федерации
  • § 2. Правовое положение Центрального банка
  • § 3. Банковское регулирование и надзор
  • Глава XXIII. Правовое регулирование валютных операций
  • § 1. Валютные правоотношения:
  • § 2. Валютные операции
  • § 3. Правовой статус
  • Глава XXIV. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • § 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
  • § 2. Инвестиционная деятельность
  • § 3. Принципы инвестиционного права
  • § 4. Инвестиционные правоотношения
  • Глава XXV. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг
  • § 1. Понятия финансового рынка, рынка ценных бумаг
  • § 2. Понятие и виды ценных бумаг, эмиссионные ценные бумаги
  • § 3. Субъектный состав участников рынка ценных бумаг
  • Глава XXVI. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций
  • § 1. Общая характеристика
  • § 2. Правовой режим доходов и расходов организации
  • § 3. Правовой режим оборотных средств
  • § 2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

    Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются основными, исходными положениями, правилами деятельности для всего бюджетного устройства России как федеративного государства. Принципы - это основополагающие идеи, на которых базируется устройство всей бюджетной системы. Перечень принципов бюджетной системы определен ст. 28 БК РФ. Раскроем их основное содержание.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений (ст. 29 БК РФ).

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    2) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

    3) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    5) недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    6) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, и др. (ст. 31 БК РФ).

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2) средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    3) добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    5) расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

    6) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).

    Принцип прозрачности (открытости) означает:

    1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    2) обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.

    Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

    Следует отдельно выделить несколько новых принципов бюджетной системы.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

    Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

    Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (ст. 38.1 БК РФ).

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, на единые бюджетные счета.

    Принцип достоверности бюджета означает, что должна быть обеспечена надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.