Поскольку по отношению к унитарным предприятиям государство (де-факто, правительство, региональные и муниципальные власти) выступает в качестве учредителя и титульного собственника переданного в хозяйственное ведение имущества, а главным инструментом текущей финансовой политики государства на всех уровнях является бюджетная система, то обсуждаемые ниже взаимоотношения между ней и унитарными предприятиями представляются весьма важными для понимания проблем сектора унитарных предприятий в сегодняшней России.

По отношению к бюджетам всех уровней ГУП должны выступать в двух ипостасях: 1) в качестве источника доходов; 2) в качестве реципиента бюджетных средств.

Перечисление ГУП части прибыли государству как собственнику переданного им в хозяйственное ведение имущества предусмотрено законодательством (ст. 295 ГК РФ). Вступивший в силу Бюджетный кодекс РФ относит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст. 42). Однако после принятия Концепции управления государственной собственностью и приватизации в сентябре 1999 г. никакой единой прикладной нормативной базы по этому вопросу так и не появилось.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (в новой редакции от 16 февраля 2001 г.) федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), с привлечением при необходимости Минфина РФ, МНС РФ и МВД РФ, ежегодно осуществляют в отношении федеральных государственных унитарных предприятий не только утверждение по согласованию с Минэкономики РФ показателей экономической эффективности деятельности, но и определение размера (доли) прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Совместный приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и Министерства по налогам и сборам РФ (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2001 г.), определяющий перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности ФГУП, содержит в том числе и показатель части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

Для увеличения доходов бюджета за счет прибыли ГУП в самой ближайшей перспективе необходимо четкое определение правительством принципов отчисления прибыли ГУП в федеральный бюджет. К началу 2002 г. определились два основных подхода. Подход Счетной палаты РФ предусматривал единую норму отчислений (95 %) для всех ГУП. Минэкономразвития РФ предполагало осуществлять расчет индивидуальных нормативов для каждого предприятия.

В итоге, в принятом Правительством РФ Постановлении от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» указывается, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется ежегодно решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и согласно утвержденной программе деятельности предприятия. Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня. В случае, если решение не принято в установленные сроки, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением Минимущества РФ до 1 июня.

При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

При утверждении программ деятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП федеральный орган исполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных ему предприятий, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Руководитель унитарного предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.

Одновременно указанные предложения представляются:

· в Министерство имущественных отношений РФ - в случае, если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн руб. или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн. руб.;

· в территориальный орган Министерства имущественных отношений РФ - в случае, если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.

Подготовка решений по определению части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, как и по утверждению программ деятельности унитарных предприятий осуществляется комиссиями федеральных органов исполнительной власти по анализу эффективности деятельности подведомственных предприятий. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом РФ в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

Данный документ требовал от федеральных органов исполнительной власти предоставить в Минимущества РФ: 1) сведения о прибыли, полученной в 2001 г. подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями, и о части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 г.; 2) решения об утверждении показателей экономической эффективности деятельности по каждому подведомственному унитарному предприятию на 2002 г., включая размер части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 г.; 3) предложения по размеру части прибыли всех подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2003 г.

С фактической точки зрения, на протяжении всего первого десятилетия рыночных реформ в России роль ГУП в качестве источника доходов для федерального бюджета практически не просматривалась. В 1993-1994 гг. в постатейной классификации доходов бюджета наряду с доходами от приватизации имелась статья «Дивиденды по акциям от доли государственной собственности в приватизированных предприятиях и доходы от коммерческого использования объектов государственной собственности предприятиями, учреждениями и организациями».

В 1995-1998 гг. ее формулировка претерпела некоторые изменения - «Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности» с разбивкой на дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и перечислений от прибыли ЦБ РФ (с 1996 г.). При этом количественно фиксировались лишь общая величина по этой статье и прибыль ЦБ РФ. В 1999 г. в формулировку этой статьи было внесено небольшое уточнение: речь стала идти не только о доходах от имущества, находящегося в федеральной собственности, но и от деятельности государства (теоретически под это определение могли попасть и результаты деятельности федеральных ГУП).

И только после принятия Концепции управления государственной собственностью и приватизации в сентябре 1999 г. в законе о федеральном бюджете на 2000 г. были постатейно детализированы «Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности» с появлением отдельной строки «Платежи от государственных предприятий» (без уточнения того, о каких предприятиях идет речь) и ее количественной величине (9318,3 млн руб.). В статье же закона, где содержалась принципиальная классификация неналоговых доходов бюджета без уточнения количественных параметров, упоминались лишь доходы от деятельности государственного совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро». Та же картина наблюдалась и в законе о федеральном бюджете на 2001 г. (9469,7 млн руб.).

Принятие закона о федеральном бюджете на 2002 г. ознаменовалось запоздалым приведением классификации неналоговых доходов бюджета в соответствие с требованиями Гражданского и Бюджетного кодексов РФ. Впервые появилось упоминание именно о части прибыли функционирующих внутри страны федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов, как одной из статей неналоговых доходов бюджета. В ряду прочих этой статье был присвоен соответствующий код 2010803. Ее количественный параметр на текущий год определен в 500 млн руб., что примерно в 24,8 раза меньше доходов от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро», выделенных также отдельной строкой (код 2010802).

В декабре 2001 г. Минимущество РФ скорректировало в сторону увеличения величину бюджетного задания практически по всем источникам поступлений (за исключением доходов от СП «Вьетсовпетро»). Объем перечислений прибыли ФГУП в федеральный бюджет определен в 1,23 млрд руб., т.е. увеличен почти в 2,5 раза по сравнению с бюджетным заданием на 2002 г. Соответственно, выросла доля этого источника в общем объеме поступлений от использования государственного имущества до 3,5% против 1,7% согласно проектировкам закона о бюджете на 2002 г.

Особо следует отметить, что по итогам 2001 г. впервые за последние 5 лет Минимущество РФ в числе прочих бюджетных поступлений от использования государственного имущества отметило перечисление прибыли ФГУП в размере 209,6 млн руб., что составило 0,7% от их общей величины или 0,5% от совокупных доходов федерального бюджета от приватизации и использования государственного имущества.

Определенное представление о роли унитарных предприятий для региональных бюджетов можно получить из специального исследования, проведенного Рейтинговой службой EA-Ratings в 2000-2001 гг. Кордюкова Т., Галкин М., Эйгель Ф. Унитарные предприятия - потенциальный доход или потенциальные риски для региональных и местных администраций? // Кредит Russia. Аналитический бюллетень Рейтинговой службы EA-Ratings, стратегического партнера Standard&Poor"s. - № 19-20 (46-47). - октябрь 2001 г.. В нем сравнивалась суммарная чистая прибыль муниципальных и субфедеральных предприятий с доходами муниципальных и региональных бюджетов. Показатель суммарной прибыли по этому сектору предприятий по отношению к доходам консолидированных региональных бюджетов в целом России составил в 1999 г. 1,1%, т.е. в случае перечисления всей прибыли соответствующих УП бюджетная система на локальном уровне могла получить 8,2 млрд руб., что сопоставимо с платежами по земельному налогу.

Подобно многим другим социально-экономическим индикаторам, этот показатель характеризуется довольно сильной межрегиональной дифференциацией.

Наиболее значимым этот потенциальный источник является для ряда республик в составе РФ: Удмуртии (4,1% к доходам бюджета), Мордовии (4%), Карачаево-Черкессии (3,7%), Марий-Эл (2,8%), Башкортостана (2,7%), Якутии (2,1%). Среди прочих субъектов РФ с ними сопоставимы только Ивановская (3,0%), Тульская (2,3%), Вологодская (2,2%) и Пензенская (2,1%) области.

Еще в 22 регионах анализируемый показатель составил от 1 до 2% доходов бюджета. В их числе находятся 5 республик (Чувашия, Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Алтай), 2 края (Алтайский и Приморский), 14 областей (Амурская, Белгородская, Волгоградская, Камчатская, Кировская, Курганская, Курская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская) и Москва.

Столица России являлась однозначным лидером по абсолютной величине суммарной чистой прибыли унитарных предприятий (1,5 млрд руб.), но при сопоставлении этой величины с доходами своего бюджета оказалась в самом начале второй десятки лидеров. Довольно контрастно на этом фоне выглядит Санкт-Петербург (0,8% доходов бюджета), который некоторое время характеризовался в СМИ как наилучший в стране пример политики местных властей по извлечению в бюджет доходов от собственности. Разумеется, из всего этого нельзя делать какие-либо далеко идущие выводы, поскольку объектом исследования были именно потенциальные перечисления прибыли от УП в локальные бюджеты. Информация же о реальных поступлениях из этого источника в бюджеты отсутствует. Если таковые и имеют место, то они учитываются в статье «Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности Кокорев А., Кузык М., Мальгинов Г., Радыгин А., Симачев Ю., Татаринов А. Проблемы управления и задачи регулирования в секторе государственных унитарных предприятий. М.. 2003.».

Оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли, т.е. нераспределенная прибыль, может быть израсходована в соответствии с решением собственника имущества.

Учредитель унитарного предприятия своим решением или записью в уставе должен определить, как оно может использовать прибыль текущего года. При этом собственник имущества унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Унитарные предприятия обязаны ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Суммы распределенной прибыли по результатам работы предприятия за отчетный год отражаются в отчетности в соответствии с п.10 ПБУ 8/98 «События после отчетной даты». При отражении в учете суммы прибыли, подлежащей перечислению собственнику, на дату принятия решения, т.е. в году, следующем за отчетным, унитарное предприятие должно показать также суммы, причитающиеся собственнику, в бухгалтерской отчетности за отчетный период. В данном случаи сумма начисленной собственнику прибыли будет свидетельствовать о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, т.е. будет являться «событием после отчетной даты».

В соответствии с действующим законодательством нераспределенная прибыль отчетного года учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Этот счет активно-пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной унитарным предприятием прибыли, сальдо дебетовое - сумму непокрытого убытка.

К счету 84 на унитарном предприятии ПМУП «РЭУ» открываются субсчета:

  • 84.1 «Прибыль, подлежащая распределению»;
  • 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию»;
  • 84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении»;
  • 84.4 «Нераспределенная прибыль использованная».

При распределении часть нераспределенной прибыли направляется в резервный фонд, перечисляется соответствующему государственному (муниципальному) органу. Оставшаяся часть остается нераспределенной.

Д 99 «Прибыли или убытки»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - отражена сумма прибыли, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

К 99 «Прибыли или убытки» - отражена сумма убытка, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К 82 «Резервный капитал» - образование резервного капитала на основании устава унитарного предприятия;

Д 82 «Резервный капитал»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - погашение непокрытого убытка отчетного года за счет средств резервного капитала на основании решения руководителя.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия.

В результате распределœения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределœения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в т.ч. на профилактику профессиональных заболеваний;

жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия." 2017, 2018.

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципал

МУНИЦИПАЛИТЕТ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества

от 09.07.2010 N 332 , от 10.03.2011 N 438 , от 28.11.2013 N 214 , от 06.04.2017 N 820 , от 18.05.2018 N 108)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Ярославля

МУНИЦИПАЛИТЕТ РЕШИЛ

1. Утвердить:

Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля (приложение 1);

от 18.05.2018 N 108)

Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (приложение 2).

(п. 1 в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию муниципалитета по бюджету, финансам и налоговой политике.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Мэр
города Ярославля
В.В.ВОЛОНЧУНАС

Приложение 1. Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля

Приложение 1
к решению
муниципалитета
г. Ярославля
от 25.12.2008 N 49

(в ред. Решений Муниципалитета г. Ярославля от 09.07.2010 N 332 , от 10.03.2011 N 438 , от 28.11.2013 N 214 , от 06.04.2017 N 820 , от 18.05.2018 N 108)

1. Порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля (далее - Порядок), разработан в целях повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (далее - предприятия), и обеспечения поступления дополнительных неналоговых доходов в бюджет города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

2. Действие Порядка распространяется на предприятия (кроме муниципальных казенных предприятий), получившие по итогам отчетного финансового года чистую прибыль.

(в ред. Решений Муниципалитета г. Ярославля от 09.07.2010 N 332 , от 28.11.2013 N 214)

3. Главным администратором доходов бюджета города Ярославля от поступлений части чистой прибыли предприятий выступает уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля.

4. Часть чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет города Ярославля, исчисляется предприятиями самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности. Расчет подлежит согласованию со структурными подразделениями мэрии города Ярославля, осуществляющими координацию деятельности предприятий в соответствующих отраслях, и уполномоченным структурным подразделением мэрии города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 10.03.2011 N 438)

5. Размер части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, рассчитывается по формуле:

РЧП = ЧП - У - РФ - Фчп, где

РЧП - размер части прибыли предприятия, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля;

ЧП - сумма чистой прибыли предприятия, сформированная по итогам отчетного года;

У - сумма чистой прибыли предприятия, направленная на погашение убытков прошлых лет;

РФ - сумма чистой прибыли, направленная в резервный фонд согласно уставу предприятия;

Фчп - сумма чистой прибыли, фактически направленная в отчетном году на выполнение мероприятий программы развития предприятия, утвержденной заместителем мэра, осуществляющим координацию деятельности предприятия в соответствующей отрасли.

При этом часть прибыли муниципального унитарного предприятия, подлежащая перечислению в бюджет города Ярославля, должна составлять не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

от 06.04.2017 N 820)

Вновь созданные в отчетном году предприятия, получившие по итогам отчетного года чистую прибыль, в программе развития которых в отчетном году не предусматривались расходы за счет средств чистой прибыли, вправе направить прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, направления части прибыли в резервный фонд согласно уставу предприятия, а также после перечисления в бюджет города Ярославля 25% чистой прибыли, на выполнение мероприятий программы развития предприятия в году, следующем за отчетным годом.

(абзац введен Решением Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

(п. 5 в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 10.03.2011 N 438)

6. Предприятие в составе отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный финансовый год представляет в уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля отчет о направлении средств на выполнение программы развития предприятия с учетом участия в реализации муниципальных программ, а также расчет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 18.05.2018 N 108)

7. Предприятия осуществляют перечисление части чистой прибыли в бюджет города Ярославля по итогам отчетного финансового года в срок не позднее 28 апреля текущего финансового года.

(в ред. Решения Муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2017 N 820)

8. В случае несвоевременного и (или) не в полном объеме выполнения обязательств по перечислению в бюджет города Ярославля части чистой прибыли в отношении предприятий применяются финансовые санкции в виде взыскания в судебном порядке процентов от неуплаченной суммы платежа. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день платежа за каждый день просрочки.

Приложение 2. Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества

Приложение 2
к решению
муниципалитета
г. Ярославля
от 25.12.2008 N 49

(введен Решением Муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2013 N 214)

1. Порядок распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (далее - Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с целью упорядочения распределения и использования доходов, получаемых муниципальными казенными предприятиями (далее - предприятия), от деятельности, не связанной с оказанием услуг (работ) в соответствии с заказом собственника имущества.

2. Доходы предприятия, полученные в результате его деятельности, используются на финансирование расходов предприятия, предусмотренных сметой доходов и расходов.

3. Чистая прибыль, полученная предприятием от деятельности, не связанной с оказанием услуг (работ) в соответствии с заказом собственника имущества, по итогам отчетного года на основании решения отраслевой балансовой комиссии подлежит распределению в следующем порядке:

3.1. Часть чистой прибыли в размере не менее 25% направляется на уменьшение размера субсидии, предоставляемой из городского бюджета на возмещение затрат предприятия по исполнению заказа собственника имущества.

3.2. Оставшаяся часть чистой прибыли подлежит зачислению в фонды в соответствии с уставом предприятия.

4. Предприятие образует следующие фонды:

4.1. Резервный фонд, средства которого используются для покрытия убытков предприятия путем ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли.

4.2. Фонд развития предприятия, средства которого используются на приобретение и обновление основных средств, внедрение инновационных технологий и освоение новой техники в размере не менее 40% от чистой прибыли.

4.3. Социальный фонд, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия в размере не более 5% от чистой прибыли.

4.4. Фонд материального поощрения, средства которого используются на материальное поощрение работников предприятия в размере не более 25% от чистой прибыли.

5. Неиспользованная чистая прибыль, указанная в пункте 3, аккумулируется на счетах предприятия и подлежит распределению в соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка с учетом итогов очередного финансового года.

О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (с изменениями на 18 мая 2018 года)

Название документа: О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Ярославля, и о порядке распределения и использования доходов муниципальных казенных предприятий, за исключением доходов от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с заказом собственника имущества (с изменениями на 18 мая 2018 года)
Номер документа: 49
Вид документа: Решение муниципалитета города Ярославля
Принявший орган: Муниципалитет города Ярославля
Статус: Действующий
Дата принятия: 25 декабря 2008
Дата редакции: 18 мая 2018
2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий

Важнейшим источником формирования финансов государст­венных и муниципальных унитарных предприятий является при­быль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.

Порядок распределения прибыли на государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях различен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйст­венном ведении предприятия.

Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в Уставах вышена­званных предприятий, утвержденных собственником, отмечает­ся, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полученной в результате его деятельности прибыли после уплаты нало­гов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанавли­ваемой собственником.*

_____________________

* См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июня 1998 г. // Российская газета. 1998.15 июля.


На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто раз­деляют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финан­совые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предпри­ятия. Фонд накопления используется предприятием на производ­ственные нужды, а фонд потребления - на предоставление работ­никам предприятия трудовых и социальных льгот, включая мате­риальную помощь. Жестких границ между фондами не существу­ет, поэтому предприятие может свободно перераспределять средст­ва фондов и использовать их на первостепенные нужды.

Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены дейст­вующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включае­мых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себе­стоимость и на финансовые результаты деятельности предпри­ятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансо­вых ресурсов предприятия.

Выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям;

Единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользо­вания за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестои­мость продукции;

Оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);

Платежи за превышение предельно допустимых норм выбро­сов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);

Представительские расходы при превышении установлен­ных законодательством норм;

Расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);

Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 «б»);

Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);

Затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 «в»);

Отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.

Государственные предприятия на праве оперативного управле­ния (казенные предприятия) распределяют полученную ими при­быль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномочен­ным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хо­зяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования на­званных фондов по нормативам у казенного предприятия образу­ется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Смотрите также: