Прошедший год был насыщен событиями как никакой другой в этом веке. Изменения в международной и внутриполитической жизни носили столь кардинальный и неожиданный характер, что прогнозирование превратилось в пророчество - в него теперь можно только верить или не верить, рациональные доводы отходят на второй план.

Чего только не было в этом году: Зимняя Олимпиада в субтропиках, первое со времен 1945 года увеличение территории России, загадочные катастрофы, гражданские войны, санкции, и прочая, прочая… Все крайне запутанно и переплетено неведомым образом. Непроизвольно любое ужесточение административного регулирования хочется связать с этими событиями. Однако изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2015 года, связаны с планомерным стремлением правительства России усовершенствовать систему налогового администрирования и, в конечном итоге, увеличить поступления в бюджет. Многострадальный Налоговый кодекс РФ (более 300 поправок за время его существования) продолжает путь к совершенству…

Изменения коснулись всех налогов и сборов, были даже введены новые торговые сборы.

Конечно, государство не могло обойти вниманием НДС. Для справки: доходы от поступления НДС на 1 ноября 2014 года составили 27 % всех доходов федерального бюджета. От увеличения сборов за счет повышения налоговых ставок отказались сразу и решили поработать над увеличением эффективности налогового администрирования. Цель - вызвать у налогоплательщиков ощущение неизбежности выявления налоговых «огрехов» и, соответственно, снизить применение агрессивных средств налоговой оптимизации. Еще раз уместно напомнить, что НДС не знает законных средств оптимизации, что бы кто не обещал.

Итак, перед Правительством РФ встала непростая задача - увеличить поступления по НДС, не повышая ставки. Посмотрим, как они справились с этой задачей.

Новации в налогообложении НДС можно для удобства разбить на две группы: изменения в порядке предоставления отчетности и изменения в контроле за уплатой НДС.

Самыми важным нововведением в отчетности по НДС, конечно, является изменение содержания и формы декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ), в связи с чем утверждена новая форма декларации (Приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@).

Об этом мы уже писали в рассылке «Слышим звон, разберемся где он: декларации по НДС сейчас и на грядущий год ». Чтобы не повторяться, кратко изложим основные интересующие нас изменения:

  • декларация подается в электронном виде;
  • налогоплательщики теперь освобождены от ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • в декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
Также отметим изменения в отчетности для посредников, экспедиторов и застройщиков, являющихся и не являющихся налоговыми агентами. Выступая в роли налоговых агентов, они должны:
  1. предоставлять декларацию в электронном виде, при этом в декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (для налоговых агентов);
  2. вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
Посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами и налогоплательщиками, должны представлять в инспекцию журнал учета счетов-фактур в электронном виде.

С 1 января 2015 года декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной. Это может повлечь серьезные последствия вплоть до налоговой ответственности и приостановки операций по банковским счетам.

В результате в распоряжении ФНС уже при получении декларации будет информация из книг покупок и продаж. Это позволит налоговикам в автоматическом режиме сравнить сведения, полученные от налогоплательщика и его контрагентов. А значит, освободит налоговых инспекторов от необходимости разбирать и сопоставлять выписки по расчетным счетам проверяемого лица и его контрагентов. Безусловно, это существенно облегчит налоговикам работу по поиску нарушителей и повысит точность отбора претендентов для контроля.

Для обработки такого огромного количества информации была создана Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). Об использовании налоговиками различных автоматизированных программно-информационных комплексов см. рассылку "Налоговики заПИКали налогоплательщиков: об использовании налоговыми органами программно-информационных комплексов ".

Давайте поподробней рассмотрим новую систему контроля.

АСК НДС-2 была представлена на совещании в Казани 22 сентября 2014 года. На сайте ФГУП «Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (http://www.gnivc.ru/power_home/certification_center/specoperator/nds2/) размещена следующая информация об этой программе:

Все данные из деклараций будут стекаться в единую базу данных «Big data». Программный комплекс будет в автоматическом режиме осуществлять анализ информации в отчетности налогоплательщика и сопоставлять со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе будет информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. В итоге у налогового органа появится возможность в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров и услуг и отследить возникновение и размер добавленной стоимости.

Обработкой информации из системы займется специально созданное подразделение ФНС - «Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю» (3). Именно она будет анализировать и выявлять противоречия в декларациях, а затем сообщать территориальным налоговым органам о нарушениях для дальнейшей проверке «на местах».

(3) Приказ Минфина России от 17.07.2014 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»


Законодатель изменил порядок предоставления и содержание отчетности по НДС: теперь автоматизированная система укажет налоговому инспектору на «нехорошего» налогоплательщика. Но этого недостаточно для доначисления или привлечения к ответственности. И поэтому следующим шагом законотворцев стала работа над контрольными мероприятиями по проверке уплаты налога на добавленную стоимость.

Нововведения затронули всего три пункта НК:

  • пункт 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • пункт 1 ст. 91 НК РФ;
  • пункт 1 ст. 92 НК РФ.
В случае выявления противоречий с декларациями других налогоплательщиков и /или подачи декларации к возмещению НДС из бюджета налоговые инспекторы получили полномочия, ранее доступные только в рамках выездных проверок, а именно:
  1. право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры и иные документы, относящиеся к указанным в декларации по НДС операциям;
  2. право осуществлять доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;
  3. право производить осмотр территорий, документов и предметов налогоплательщиков.
Такие полномочия возможны только в двух случаях:

1) при подаче декларации для возмещения НДС;
2) при несоответствии и противоречиях, если это приводит к занижению уплачиваемого НДС или завышению возмещаемого НДС.

При этом постановление о проведении осмотра территории или требование о предоставлении документов должны содержать ссылку на основание. Пока остается открытым вопрос, достаточно ли будет указания на «выявление противоречий в декларации» или налоговые органы обязаны будут сообщать, с декларациями каких именно налогоплательщиков или при отражении каких операций выявлены противоречия. Это напрямую влияет на объем запрашиваемой информации.

Что же получается в итоге? Камеральная проверка фактически ничем не отличается от выездной, но порядок и периодичность назначения будет как у обычной камеральной проверки. Если выявить противоречия, запросить документы и провести осмотр инспекторы не успеют в отведенный законом трехмесячный срок с момента предоставления декларации, осуществить проверку они смогут только в ходе выездных мероприятий.

Вернемся к вопросам, озвученным в начале статьи. Как вы считаете, справились авторы поправок со своими задачами? Судя по всему, да. Поступления по налогу на добавленную стоимость увеличатся. Прежде всего, налоговики как добрые феи превратят недобросовестных лиц в добропорядочных - им просто станет еще тяжелее экономить на НДС.

Но и добросовестные налогоплательщики поучаствуют в помощи государству. "Как?" - спросите вы. Да очень просто: объем и степень систематизации информации, предоставляемой в налоговый орган при сдаче декларации, возрастет. За счет применения автоматизированной информационной системы загруженности сотрудников инспекции уменьшится и они смогут больше проверять и доначислять.

Отметим еще несколько важных моментов, которые могут вам пригодиться:

1) журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур теперь необязательны для налогоплательщиков, но их целесообразно вести для собственного учета;

2) в целях безопасности лучше перед отправкой отчетности перепроверять данные журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок и книг продаж;

3) электронную декларацию стоит подавать дней за десять до срока во избежание накладок;

4) необходимо помнить, что налоговый орган может истребовать документы у налогоплательщика, производить осмотр территории, помещений, документов и предметов только при выявлении противоречий между сведениями, представленными в декларации налогоплательщиком и его контрагентами, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы, заявленной к возмещению. Поэтому при предоставлении пояснений должностным лицам стоит подчеркнуть и всячески подтвердить то, что несоответствия не обусловлены стремлением занизить суммы, подлежащие уплате в бюджет, а вызваны иными причинами, например, контрагент решил заявить вычет в другом квартале. Активное взаимодействие с налоговым органом позволит избежать лишних неприятностей;

5) следует обращать внимание на порядок назначения осмотра и обеспечения доступа на территорию налогоплательщика. Во-первых, постановление о проведении осмотра и об обеспечении доступа должно быть мотивированным. Во-вторых, постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Любые даже автоматические механизмы выявления противоречий не смогут обеспечить 100 процентного охвата налогоплательщиков и 100 процентного выявления нарушений. Потребуется время на отлаживание работы системы, на сопоставление данных деклараций по итогам каждого квартала, на наполнение базы данных информацией о добавленной стоимости по всей цепочке ее создания. Но повысить собираемость НДС за счет улучшения качества администрирования налоговики смогут, как это и происходило в предыдущие несколько лет. Вместе с глобальным экономическим спадом это станет серьезным испытанием для российского бизнеса.

Согласно информации, носящей официальный характер, правительством Российской Федерации, на данный момент, рассматривается вариант отказа от введения новой ставки налога с продаж, а вместе с тем и повышение НДС до показателя, равного двадцати процентам. Эти негативные изменения по налогу добавленной стоимости вступят в силу уже в январе 2015-го года. Напомним, что в первом чтении, проект о повышении тарифа налога на добавленную стоимость до рекордных 20 процентов был принят и утвержден еще в июле текущего года. По данным российских СМИ, ссылающихся на официальные заявления уполномоченных «мужей» власти, пополнения бюджета за счет налога на добавленную стоимость достигло, в общем, суммы в 3,7 триллиона рублей. Как полагают аналитики, в будущем времени, эта сумма достигнет рекордного показателя в 4,2 триллиона.

Более того, как утверждают аналитики, общий объем дополнительных вливаний в бюджет от двух дополнительных процентов по НДС, составит не менее 0,5 триллиона рублей. Нагрузка по новому НДС на компании и потребителей будет одинаковая, благодаря чему вклад в инфляцию составит не более одного процента. Аналитики также подчеркивают, что новый процент НДС неблагоприятно скажется на предпринимателях, чьи компании занимают собственные позиции на внутреннем, а не внешнем рынке, соответственно. Приятной новостью повышение налога на добавленную стоимость обернется для предприятий нефтедобывающей промышленной индустрии, работающих на экспорт, не подпадающих под этот налог. В итоге, как считают аналитические эксперты, повышение НДС в России, ничего хорошего и благоприятного не несет.

С 2015 года начнут действовать новые декларации НДС

Важной информацией для налогоплательщиков является то, что с 2015-го года они будут обязаны заполнять новые декларации и сдавать их в виде электронного документа с полным пакетом книг продаж и покупок. Об этой нелицеприятной новости сообщила Ольга Думинская, исполняющая обязанности советника отдела налоговой службы по НДС, принимающей юридических лиц, дав так же ответы на вопросы журналистам в рамках пресс-конференции о бухгалтерских новшествах. По её сообщениям, носящим вполне официальный характер, в Федеральный закон за номером №134-ФЗ Налогового кодекса Российской Федерации, недавно было внесено несколько новых поправок. Так, с первого числа января месяца 2015-го года, налоговыми органами в отношении налогоплательщиков будет выставляться запрос о предоставлении первичной документации и регистров в той ситуации, если данные налоговой декларации противоречат данным контрагентов ().

Кроме того, госпожа Думинская подчеркнула, что новая декларация не отвечает списку требований, установленному Федеральной налоговой службой РФ. Исходя из этого, в ближайшее время, точнее к новому 2015-му году, будет утверждена и зарегистрирована новая форма декларации за подписью главы министерства юстиции. Напомним, что, в настоящий момент, налоговая декларация по НДС имеет семь разделов. В ближайшее время эта цифра значительно увеличится. В дополнение к этому Ольга Думинская заявила, что список сведений, который понадобится налоговым органам, будет утвержден отдельным приказом, вследствие чего, каждый налогоплательщик будет выгружать их из книг покупки в соответствующий раздел. Иными словами говоря, даже если книга содержит в себе несколько тысяч строк, они должны будут выгружены налогоплательщиком в раздел за номером №8 декларации НДС.

Еще одним изменением в декларации НДС станет появление 9-го раздела книги продаж. Благодаря ему налогоплательщики должны будут вести учет, выгружая информационные сведения в раздел декларации. Налоговыми органами в свою очередь будет утвержден бланк, в рамках которого будет производиться поиск соответствия суммы налогов, заявленных к вычетам по каждому отдельно взятому поставщику. Важно отметить, что теперь, каждая строка книги покупки и продажи будет в строжайшей форме сопоставляться с декларациями, принадлежащими контрагентам. Более того, по новым правилам совершенно неважно, где находитесь вы и ваш контрагент. Система функционирует автоматически и является единой для всей страны. В случае незначительных расхождений, каждому налогоплательщику по ТКС будет направлен запрос с требованием о предоставлении им пояснений в самой подробной форме.

Изменения в камеральной проверке по НДС

Особенное внимание в правительстве России, на данный момент, уделяется налоговым камеральным проверкам по налогу на добавленную стоимость. Объясняется эта позиция тем, что данный налог относят к налогу с максимальным уровнем налоговых рисков. К сожалению, именно из-за НДС и появились многие схемы, по которым в России стремительным образом развивается коррупционная деятельность. С таким заявлением, напомним, независимые аналитики выступали, не один раз давая ответы на вопросы журналистов и репортеров. Удивительно, но на повестке дня правительства России вопрос об отмене налога на добавленную стоимость стоял много раз, но так и не был утвержден окончательно. Вообще, налоги в России это отдельная тема, причем очень обширная и требующая непомерного обсуждения.

Подходя к новым изменениям в статье об НДС, затрагивающей систему камеральной проверки, мне бы хотелось выделить один любопытный момент. С первого числа будущего года налоговые органы вправе запросить в рамках камерального аудита пакет документов на основаниях, совершенно не связанных с льготами или возмещением налога. Так, в соответствии с новым пунктом 8.1 статьи за номером №88 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы имеют полное право выдвинуть налогоплательщику требование к предъявлению им счет фактуры, первичных и других документов, имеющих отношение к операциям, информация по коим прописана в декларационном бланке по НДС.

Тем не менее, следует подчеркнуть, что выставление запроса на предъявление налогоплательщиком того или иного пакета документации, допустимо только в той ситуации, если установленные налоговым органом противоречивые несоответствия подтверждают факт занижения суммы НДС к оплате с зачислением в бюджет или к возмещению опять же. Положительной стороной всего этого можно назвать общую практику, в виду которой первичный пакет документов может быть затребован лишь в той ситуации, если во время камерального аудита были выявлены вышеописанные противоречия или несоответствия.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Опуская всякие подробности, можно заметить, что в принципе ничего страшного повышение налога на добавленную стоимость до отметки в 20 процентов не принесло. Конечно, изменения, внесенные в качестве поправок в некоторые статьи НК РФ, несут в себе мало приятного, но все же это не самое худшее из того, что предвещали нам аналитики в текущем году. Чего ждать к 2016 году от нашей власти, желающей, по всей вероятности как можно больше заработать на честных налогоплательщиках, пока говорить рано. Эксперты-аналитики придерживаются разносторонних мнений о том, какими будут статьи НК РФ по НДС, НДФЛ и прочим налогам, но, будем надеяться, на лучшее…

Бухгалтера давно привыкли к «новогодним подаркам» и внимательно следят за изменениями в законодательстве. 2015 год для налога НДС - не стал исключением.

Итак, что же нового нас ждёт в 2015 году?

Журнал учёта сч/фактур

Обязанность по ведению журнала учёта сч/фактур теперь только у посредников:

  • застройщик объектов для инвесторов;
  • посредник от своего имени;
  • экспедитор с оплатой только за организацию перевозки.
  • и др.

Остальные налогоплательщики налога НДС от этой обязанности освобождены, им разрешена регистрация этих документов в книгах покупок и продаж.

Внимание : посредникам вменена обязанность ведения журнала учёта сч/фактур, не зависимо от того на каком режиме налогообложения они находятся при выставлении или получении ими сч/фактур и осуществлении деятельности в интересах других лиц. Это касается комиссионеров, агентов, транспортных экспедиторов, застройщиков (пункт 3.1, статьи 169НКРФ Федерального закона от 21 июля 2014 года № 238 — ФЗ).

Причем, в журналах регистрируются только транзитные сч/фактуры на покупку для комитентов. Сч/фактуры на своё вознаграждение отражаются в книге продаж без регистрации в журнале сч/фактур, а «входящие»сч/фактуры на товары/услуги для осуществления своей деятельности - в книге покупок без регистрации их в журнале.

Декларация НДС также изменилась

В Федеральном законе от 28 июня 2013 года № 134 — ФЗ в статье 174 НК дополнен пункт 5.1, предусматривающий внесение в декларацию НДС сведений из журналов и книг покупок и продаж. Добавлены разделы с 7-ми до 12-ти, где должны отражаться развёрнутые данные книг покупок и продаж налогоплательщика и данные из журнала учёта посреднических сч/фактур. Форма декларации НДС утверждена Приказом ФНС от 29 октября 2014 года №MMB -7-3/558@ и подлежит сдаче отчётности уже за I-й квартал 2015г.

Поскольку объёму информации в этом случае предполагается быть огромным сдача отчёта на бумаге не предусмотрена и согласно поправкам в пункте 5, статьи 174 НКРФ Федерального Закона от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ должна производиться исключительно в электронном формате посредством ТКС (телекоммуникационные каналы связи). Эти правила действуют и на «уточнёнки».За непредставление/опоздание декларации предусмотрены штрафные санкции от 1000 руб. (письмо ФНС РФ от 11 апреля 2014 года №ЕД-4-15/6831 ранее он был от 200 руб) статья 119 НКРФ.

Вместе с декларацией по НДС в обязанность посредников входит сдача журнала учёта сч/фактур в электронном формате.

Сроки подачи отчетности продлили до 25 числа каждого последующего за отчётным периодом месяца. Оплатить налог также разрешено до 25 числа ежемесячно по 1-му, 2-му и 3-му сроку.

Разрешено производить вычет по «опоздавшим» сч/фактурам

Статьей 172 НКРФ предусмотрено такое право налогоплательщиков принимать к вычету входной НДС по тем сч/фактурам, которые пришли от продавца после завершения налогового периода, начиная с 1 января 2015 года. Кроме этого уточнили период принятия НДС к возмещению - 3 года по товарам, приобретённым на территории РФ.

Восстановить НДС по экспортным операциям теперь нельзя.

Это право отменено с начала 2015 года пунктом 3, статьи 170 НКРФ Федерального Закона от 24 ноября 2014 года № 366 — ФЗ. Экспортный НДС восстанавливать теперь не нужно.

Претерпело изменение и Постановление № 1137

Поправки коснулись правил выставления сч/фактур при покупке (продаже) товаров/услуг комиссионерами (агентами) сразу у нескольких(им) продавцов (покупателей). Теперь комиссионерам (агентам) разрешено при продаже (реализации) от себя нескольким контрагентам комитенту/принципалу в сч/фактуре указать сведения из нескольких сч/фактур от продавцов, выставленных покупателям. Эта информация (необходимые, обязательные реквизиты) должна указываться знаком - «;».

Также узаконили возможность указания в сч/фактурах дополнительных сведений из первичных документов, но сч/фактура при этом должна быть сохранена и иметься в наличии.

Будет расширен перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции, если выявлены противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате, либо завышению предъявленной суммы к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС.

1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов, проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:
- если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Плательщики НДС с 1 января 2015 года не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответствующие изменения будут внесены в п. 3 ст. 169 НК РФ. Как следует из "дорожной карты" по совершенствованию налогового администрирования (утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р), данное изменение направлено на сокращение избыточного документооборота, поскольку отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж. Обязанность по ведению указанных книг сохранится.

Как следствие данной поправки, внесены изменения в п. 6 ст. 145 НК РФ. Из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Начиная с 01 января 2015 года регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур будут подлежать лишь счета-фактуры, полученные и (или), выставленные в рамках предпринимательской деятельности в интересах другого лица субъектами, перечисленными в п.3.1ст.169 НК РФ (пп. «б» п.3 ст.1 Федерального закона от 21.07.2014 №238-ФЗ).

Журнал учета счетов-фактур должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. Данная обязанность будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС. Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.

С 1 января 2015 г. в ст. 174 НК РФ будет закреплено, из каких документов необходимо брать сведения для включения в налоговую декларацию по НДС. Согласно новому п. 5.1 данной статьи в декларацию включаются сведения, указанные в следующих документах:
- в книге покупок и книге продаж налогоплательщика;
- в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Это касается случая выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности;
- в выставленных счетах-фактурах. Это правило распространяется на лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Ими, в частности, являются неплательщики НДС, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Состав включаемых в налоговую декларацию сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах определяется ФНС России. Соответствующий нормативный правовой акт еще не принят.

15 декабря 2014 года состоялось интернет-интервью с начальником Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы Сатиным Дмитрием Станиславовичем.

Тема интернет-интервью: "Налог на добавленную стоимость: новации 2015 года".

Ведущая: Добрый день, Дмитрий Станиславович! Расскажите, пожалуйста, какие новации, связанные с представлением отчетности по НДС, ожидают налогоплательщиков в 2015 году?

Сатин Д.С.: Добрый день! Начиная с налогового периода за 1 квартал 2015 года на основании пункта 5.1 статьи 174 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме. В настоящее время приказ проходит государственную регистрацию в Минюсте России.

В новой форме налоговой декларации по НДС предусмотрены разделы, содержащие сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и пунктом 5 статьи 174 Кодекса налоговая декларация по НДС должна представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Таким образом, формирование налоговой декларации по НДС на бумажных носителях законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС или налоговыми агентами по НДС, но осуществляющие посредническую деятельность, должны на основании пункта 5.2 статьи 174 Кодекса представлять в налоговый орган в отношении указанной деятельности журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур по ТКС через оператора ЭДО.

Федеральной налоговой службой разработана бесплатная программа "Налогоплательщик ЮЛ" для ведения книг покупок и продаж, а также формирования налоговой декларации по НДС. Данным программным продуктом может воспользоваться любой налогоплательщик бесплатно загрузив его с официального сайта ФНС России (http://www.nalog.ru/rn77//program/all/nal_ul/).

Ведущая: Дмитрий Станиславович, есть такая ситуация: добросовестная компания отразила в декларации ряд счетов-фактур, по которым поставщик отчетность не сдал вообще. Хотя на момент проведения сделки контрагент по данным выписки из ЕГРЮЛ был вполне действующим. Какие последствия ожидают налогоплательщика в таком случае?

Сатин Д.С.: Если контрагент налогоплательщика не представил налоговую декларацию по НДС или в его представленной декларации не отражены какие-либо счета-фактуры, то такой контрагент становится объектом внимания со стороны налогового органа. На первом этапе в случае отсутствия налоговой декларации налоговый орган будет иметь возможность приостановить движение денежных средств по расчетным счетам. Далее проводится установленный главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации комплекс контрольных мероприятий по формированию доказательной базы об уклонении от налогообложения. Это истребование информации и документов, а при необходимости другие мероприятия налогового контроля. При этом в случае установления факта реальности операции, для самого налогоплательщика ни каких последствий не будет. К ответственности будет привлечено то лицо, которое нарушило налоговое законодательство.

При этом мы рекомендуем аккуратно подходить к выбору потенциальных контрагентов и проявлять должную осмотрительность, так как это необходимо для сохранения деловой репутации и формирования положительной налоговой истории.

Ведущая: Если в сведениях у контрагентов будут расхождения, например, разные номера счетов-фактур и разные даты, как это будут оценивать инспекторы? А если отличаются суммы по зарегистрированным счетам-фактурам?

Сатин Д.С.: Прежде всего во избежание технических ошибок в представленной декларации по НДС мы рекомендуем проверить информацию о контрагентах, которая содержится в вашей учетной (бухгалтерской) системе, на предмет правильности занесения в систему ИНН и КПП контрагентов. Можно воспользоваться, например, онлайн-сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru , http://npchk.nalog.ru).

Если расхождения в сведениях об операциях контрагентов будут все-таки выявлены, то мы их делим на две категории. Первая это технические ошибки, так называемые "ошибки ввода", которые не имеют высокого приоритета в отработке. Ошибки в номере, дате счета-фактуры или в другом реквизите, не влияющем на сумму налога, мы рассчитываем устранять на этапе запроса пояснений. При этом налогоплательщику представится возможность направить в налоговый орган формализованные пояснения без каких-либо налоговых последствий. Для этого надо будет указать в специальной рекомендованной форме корректные сведения и направить их по ТКС через оператора электронного документооборота в налоговые органы. Представлять уточненную налоговую декларацию по НДС в таком случае не требуется.

Если же расхождения вызваны неверным расчетом суммы налога или счет-фактура отражен ошибочно, то в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо будет представить уточненную налоговую декларацию по НДС. И здесь предусматривается новый подход. Теперь допускается представление уточненной налоговой декларации "на дельту". То есть в уточненной налоговой декларации заполняются только те разделы, в которые внесены исправления. Подробнее порядок заполнения налоговой декларации изложен в приказе ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Ведущая: Дмитрий Станиславович, благодарим Вас за Ваш содержательный комментарий!