Профессия государственного и муниципального служащего относится, как мы выяснили в предыдущем вопросе, к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим. В профессиональной этике государственных и муниципальных служащих конкретизируются моральные ценности, адаптируются этические принципы к такой специфической сфере деятельности как государственная и муниципальная служба. В качестве профессионально-этических основ службы выступают:

· Профессиональный долг;

· Профессиональное достоинство;

· Профессиональная честь;

· Профессиональная справедливость;

· Профессиональный гуманизм;

· Профессиональный оптимизм;

· Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности.Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Осознание своего служебного долга побуждает военной, правоохранительной, гражданской службы относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая особенности взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно когда-то под честью понималось именно высокое звание и должность. В толковом словаре Владимира Даля упоминается, что честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.



Понятие «честь» включает в себя несколько аспектов: нравственный, деятельный, исторический. Содержание, которым наполняют данное понятие, зависит от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания и ориентировано на систему ценностей определенной эпохи. В тоже время честь проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести, например, гражданская, служебная, военная, мужская и др.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По мнению ученых-философов, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. Как отмечает Л.П. Абрамова, в современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.



Служебная честь , кроме социального смысла, имеет и другую, - продолжает Л.П. Абрамова, - не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности .

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности в сфере государственной и муниципальной службы. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного и муниципального служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др. Справедливость, безусловно, также важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как«профессиональный такт» .

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Принцип гуманизма противостоит утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальным шовинизмом и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др.

Профессиональная этика государственной службы носит названиеадминистративной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

осударственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

На ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

На получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

На посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

Участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

На переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

На пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

На проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

На объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

Добросовестно исполнять должностные обязанности;

Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Мораль включает в себя систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении независимо от доставляемой ими пользы или удовольствия. Она не может быть личным кодексом одного человека или профессии, точно так же как не может создаваться отдельной личностью. Ее главной особенностью является безличный характер морального закона и универсальность моральных требований. Это значит, что нормы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории человечества. Перед моралью все люди равны. Мораль говорит не о том, что есть, а о том, что должно быть (или что до́лжно делать) и в этом смысле всегда служит ориентиром поведения и сознания, даже если учесть тот факт, что в практической жизни людей моральные идеалы (добро, справедливость, любовь) никогда в полной мере не осуществляются.
Этика представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективу межличностных отношений. Ее цель не знания, а поступки. Она не просто изучает мораль, а учит применять ее нормы и требования в реальной жизни и практической деятельности человека.
Профессиональная этика государственной службы носит название административной этики , под которой принято понимать «вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Под профессиональной этикой принято понимать профессиональные аспекты морали, направленные на обоснование и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии.

Профессия государственного и муниципального служащего относится к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим.

В качестве профессионально-этических основ службы выступают: п рофессиональный долг; профессиональное достоинство; профессиональная честь; профессиональная справедливость; профессиональный гуманизм; профессиональный оптимизм. Принципы службы: законность, открытость и др.

Базовым понятием профессиональной этики государственной и муниципальной службы является, по мнению многих ученых, понятие «профессионального долга» , в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. К этическим основам относятся и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» . В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Честь – это совокупность высших морально-этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству. Профессиональная этика государственного и муниципального служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости» . Служащим требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного и муниципального служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», заинтересованных групп и др.

Исходным для профессиональной этики государственного и муниципального служащего является принцип «профессионального гуманизма» , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Представители рассматриваемых нами профессий должны помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. С принципом гуманизма пересекается принцип «профессионального оптимизма» . Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть вдохновлена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного и муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма - любви к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При этом любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. К профессионально-этическим основам государственной и муниципальной службы относятся также традиционные принципы службы, которые, как правило, имеют нормативно-правовое закрепление. К такими принципам, как мы помним, относятся: законность, гласность, ответственность, профессионализм, компетенция, верность государству, политическая нейтральность, свобода человека и др. К предмету административной этики относятся моральные нормы, принципы, установки, которыми обязан руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий государственных органов и органов местного самоуправления с целью осуществления общественных функций государства. Административная этика способствует созданию нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражает специфику их профессиональной служебной деятельности.

Выделим основныефункции административной этики. 1. Регулятивная функция проявляется в упорядочивающем воздействии на нормы, процедуры и стандарты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности. Регулятивная функция административной этики направлена на создание благоприятного морального климата на государственной и муниципальной службе. 2. Ценностно-ориентационная функция административной этики обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности. 3. Воспитательная функция направлена на формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Такие моральные ориентиры как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность и другие позволяют служащим нравственно и профессионально совершенствоваться, овладевать необходимыми знаниями и навыками в избранной профессии. 4. Познавательная функциясвязана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности. Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что административная этика как вид этики профессиональной отображает специфику и особенности профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе

    Служебная этика

    Требования к муниципальным служащим

    Основные функции и принципы этикета на муниципальной службе

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

2. Требования к муниципальным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к муниципальному служащему как при поступлении на муниципальную службу, так и при исполнении им служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству. Муниципальный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

Соблюдение принципов муниципальной службы:

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по муниципальной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней.

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами; муниципального государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

3. Основные функции и принципы этикета на муниципальной службе

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как муниципальная служба, особенности социально-правового статуса муниципального служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете муниципальных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На муниципальной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет на муниципальной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя муниципальному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

Основу этикета муниципального служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотъемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она всё-таки возникает - не заметить её. Тактичный руководитель не станет «распекать» подчинённого за совершённую им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.

Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям -признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета муниципального служащего. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение муниципального служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок -от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на муниципальной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на муниципальной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращенный к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений муниципальных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность муниципальных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

Формирование профессиональной культуры современной государственной службы немыслимо без специфических норм профессиональной этики и инфраструктуры, обеспечивающей их соблюдение.

Во всех странах наряду с профессионализмом стараются сформировать у государственных служащих такие моральные качества, как честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, дисциплинированность, нравственность и т.д. При высоком уровне этического поведения госслужащих общество получает следующие выгоды:

Более экономное использование ресурсов;

Качественную систему принятия решений;

Уменьшение антисоциального поведения в государственном аппарате;

Сокращение конфликтных ситуаций и рост доверия к власти;

Уменьшение формализма и бумаготворчества.

В широком смысле этика представляет собой учение о должном и не должном, о добре и зле. Помимо общей этики в рамках каждой профессии существует специфическая профессиональная этика, под которой понимается подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

В свою очередь, административная этика - это вид профессиональной этики, связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности государственных служащих и должностных лиц, административная этика предписывает определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления работниками государственного аппарата своей профессиональной службы1.

Основные компоненты административной этики, определяющие ее характер и общий уровень развития, представлены на рис. 9.1.

Профессиональная этика государственных служащих (административная этика), таким образом, отличается сравнительно более высоким уровнем регламентации (насколько это вообще возможно для такого регулятора общественных отношений) и особым статусом государственных служащих как носителей административно-этических ценностей. К основным принципам административной этики следует отнести:

Лояльность ко всем ветвям власти, воле избирателей, к государственным органам и учреждениям;

Законность как строгое соблюдение буквы и духа закона;

Нейтральность (беспристрастность);

Обеспечение государственного интереса;

Открытость и гласность;

Справедливость;

неподкупность;

Гуманизм;

Ответственность;

Добровольное ограничение служащими своих гражданских прав и свобод.

Помимо профессиональной этики государственных служащих - административной этики - здесь необходимо упомянуть ряд других видов профессиональной этики, напрямую связанных с деятельностью государства и его структур.

Речь идет о таких видах профессиональной этики, как этика врача, учителя, социального работника, т.е. в первую очередь работников социальной сферы. Данные учреждения, как правило, подчинены государству (или муниципальным образованиям), а их сотрудники в ряде стран (например, во Франции или Германии) приравниваются к государственным служащим.

В отличие от этики государственных служащих, нормы профессиональной этики для работников социальной сферы практически никак не урегулированы на законодательном уровне, т.е. не имеют нормативно-правового обеспечения. С другой стороны, нельзя не отметить, что профессионально-этические нормы настолько глубоко интегрированы в профессиональную культуру врачей и педагогов, что зачастую не нуждаются в подобном обеспечении. В то же время отдельные вопросы (например, механизм урегулирования конфликта интересов или противоречия между интересами дела и внутрипрофессиональной солидарностью) все же необходимо прописать официально либо на законодательном, либо на подзаконном уровне.

Чтобы высокие этические нормы и стандарты получили распространение в государственном аппарате и были реализованы на практике, необходимо создание соответствующей этической инфраструктуры. Целью ее создания является поддержка и обеспечение высокого уровня морали среди работников органов государственной власти, так как само существование этических норм и ценностей, а также этического законодательства не ведет автоматически к их выполнению. Данная инфраструктура, как правило, включает несколько элементов и выполняет руководящие, контрольные и управленческие функции (рис. 9.2). Этическая инфраструктура должна дополнять правовые и финансовые основы политики и администрирования.

Рис. 9.2. Функции и основные элементы этической инфраструктуры

Нормы профессиональной этики государственных гражданских служащих содержатся отчасти в Законе № 79-ФЗ (в частности, этому посвящена ст. 18, содержащая требования к служебному поведению государственных гражданских служащих) или в соответствующих законах субъектов РФ, отчасти в административных и должностных регламентах, отчасти в специальных кодексах профессиональной этики, утверждаемых представителем нанимателя в каждом государственной органе. Интересен опыт ряда зарубежных стран по внедрению кодексов профессиональной этики и соответствующих рекомендаций государственным служащим. Выдержки из некоторых подобных документов приведены в Приложении Г.

Среди проблем административной этики следует выделить:

Закрытый характер государственного аппарата;

Отсутствие эффективных средств общественного контроля, что является условием для нарушения не только моральных, но и правовых норм;

Иерархический принцип построения государственной службы, что ведет к копированию образцов поведения (в том числе и негативных) с вышестоящих уровней иерархии на нижестоящие;

Высокий уровень регламентации государственной службы, следование регламентам и инструкциям, что ведет к формализму и невнимательному отношению к проблемам граждан;

Корпоративизм (групповой эгоизм), т.е. чиновничество образует весьма закрытую социальную группу, в которой приоритетной задачей становится не соблюдение прав и законных интересов граждан, а защита собственных внутригрупповых интересов. Таким образом, возникает опасность подмены моральных требований общества корпоративными интересами государственного аппарата и присвоения властных функций.

Отдельной проблемой административной этики является проблема борьбы с коррупцией .

Коррупция - это совокупность действий, связанных с использованием государственными служащими (должностными лицами)своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растраты и др.). Это неофициальное право на получение статусной ренты чиновниками, связанное со злоупотреблением служебными полномочиями в корыстных целях в различных формах, что влияет на экономический рост и социально-политическую стабильность в стране, подрывает принцип конкуренции на основных рынках, снижает легитимность органов власти и ведет к увеличению неравенства и несправедливости в обществе. В документах Всемирного банка говорится: "коррупция - это злоупотребление государственной властью для извлечения личных выгод". Совет Европы определил коррупцию как "любое поведение лиц, наделенных полномочиями в государственном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц". Конвенция ООН против коррупции устанавливает, что уголовно наказуемым является не только предоставление неправомерного преимущества, но даже обещание его предоставить.

В Законе о противодействии коррупции сказано: "Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами".

Имеются различные взгляды на природу и причины коррупции как социального явления в государственном аппарате. Наиболее известны два подхода к коррупции, когда основное внимание уделяется: а) моральной сущности этого явления или б) функциональной сущности коррупции.

Представители первой концепции рассматривают коррупцию как отклонение от моральных норм и стандартов, принятых в обществе. В центре находится человек, несущий моральную ответственность за свои поступки и поведение. Однако при этом не учитываются социальные условия и политические факторы, которые способствуют распространению этого явления.

Другой теоретический подход представляет коррупцию как определенную функцию, конкретное действие, связанную с характером государственной системы и особенностями экономических отношений в обществе. В этом случае неэтичное поведение государственных служащих обусловлено неблагоприятными внешними обстоятельствами, в том числе институциональными, социально-экономическими и организационными факторами. Поэтому бороться с коррупцией надо, прежде всего, путем изменения этих обстоятельств, создавая внешнюю среду, в которой коррупция отторгалась бы как инородное явление.

Так, крупный исследователь проблем развития системы государственного управления В. В. Лобанов выделяет три макрофактора, которые влияют на уровень государственной коррупции: а) уровень социально-экономического развития; б) степень социального расслоения в обществе; в) эффективность государственного управления и политики.

Кроме того, существуют несколько факторов, негативно влияющих на этику служебного поведения работников госаппарата. Во-первых, это сильное давление различных политических сил, часто ставящих политическую целесообразность выше моральных принципов; во-вторых, наличие сильной организационной культуры, в которой главным является принцип лояльности к данной организации и ее руководству; в-третьих, сохранение социально-экономических и организационных условий для коррупции в органах государственной власти, включая низкую зарплату, нарушение принципа приема и продвижения по заслугам.

Основными условиями, препятствующими коррупции, являются: открытое и демократическое правительство, независимый суд, честные и компетентные государственные руководители, политика "чистые руки", ограничение монополизма и вмешательства государства в экономику, найм и продвижение служащих в зависимости от их заслуг, обновление регулирующих законов, результативная государственная социально-экономическая политика, гражданский контроль, децентрализация, политическая конкуренция и т.д.

К превентивным мерам борьбы с коррупцией в государственном аппарате можно отнести:

Эффективную и хорошо скоординированную антикоррупционную политику и стратегию;

Повышение честности, ответственности и подотчетности политических деятелей и государственных служащих, внедрение в практику государственных органов кодексов служебного поведения;

Предоставление регулярных деклараций о доходах высших государственных служащих и политиков;

Систему государственных закупок, основанную на конкурентных началах, открытых и объективных критериях при принятии решений;

Развитие конкурентного частного сектора, открытое и честное партнерство между бизнесом и органами государственной власти;

Наличие критериев эффективности, открытости и результативности деятельности государственного сектора, прозрачность работы государственных служащих;

Расширение участия граждан в политическом процессе и создание независимых СМИ и др.

Для профилактики проводится экспертиза нормативных актов на предмет их коррупциогенности. Основное внимание уделяется содержанию правовых норм, формам возможных проявлений коррупции, ступень коррупциогенности нормативного акта, введение антикоррупционных норм и механизмов. Регулярно публикуется рейтинг восприятия коррупции в различных странах (оценку дают граждане, предприниматели, международные инвесторы, группы интересов, СМИ).

Обычно государственная антикоррупционная политика формируется на всех уровнях государственного управления и включает несколько элементов. Рассмотрим их.

1. Национальные антикоррупционные программы, охватывающие широкий набор законодательных, институциональных и организационных мероприятий, способствующих изменению поведения и ментальность чиновников. В их число входят увеличение прозрачности органов государственной власти, профессионализация государственной службы, улучшение процедур государственных закупок, судебная реформа и т.д.

2. Этическая инфраструктура, включающая профессиональные кодексы поведения чиновников, специальные законодательные акты, систему ответственности и контроля, политические установки и стратегию, механизм социализации, этическое обучение и т.д.

3. Система международной поддержки, т.е. совместные действия национальных институтов (государственных, общественных, частных) и международных организаций в области противодействия политической, административной или коммерческой коррупции.

К основным методам противодействия коррупции, применяемым в настоящее время на государственной гражданской службе в нашей стране, можно отнести:

Декларирование гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

Проверку сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, и государственными гражданскими служащими, и соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению;

Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

Комплекс социально-психологических и нравственно-этических механизмов противодействия коррупции, в том числе внедрение в практику государственных органов этических кодексов.

Однако главной проблемой этических норм (любых, в том числе и профессиональных) является то, что они, как правило, представляют собой нормы неписаные и носят рекомендательный, а не императивный характер.

Это серьезно осложняет разработку и внедрение системы этических санкций. Фактически единственной санкцией за нарушение норм этики является бойкот нарушителя со стороны коллег (что само по себе делает дальнейшее нормальное исполнение обязанностей весьма затруднительным).

Сравнительно недавно поправкой в ст. 33 Закона № 79-ФЗ было введено основание для прекращения служебного контракта - утрата доверия. Это основание распространяется как раз на те случаи, когда речь идет о трудноразрешимом конфликте интересов или ином нарушении государственным гражданским служащим норм профессиональной этики.

Весьма сложным является процесс внедрения норм профессиональной этики на государственной службе и формирование механизма обеспечения соблюдения государственными гражданскими служащими норм профессиональной этики.

Имеется тесная взаимосвязь между уровнем административной этики государственных служащих, с одной стороны, и эффективностью государственного управления - с другой. В современных условиях в большинстве стран на государственной службе стараются сформировать механизм управления эффективностью с помощью ценностей и культуры, а не бюрократических правил и норм.

К примеру, в Канаде используют модель основных компетенций руководителя, основанную на приоритете ценностей и этических основ государственной службы (рис. 9.3).

Суть этой модели заключается в том, что результаты деятельности руководителей зависят от общих ценностях и этики, которые должны сплачивать и объединять их как представителей профессиональной государственной службы, функционирующей в интересах всего населения. Также они должны быть компетентны еще в трех областях управления: обладать стратегическим мышлением и быть инноваторами и аналитиками; уметь привлекать и мобилизовывать персонал, внешние организации и партнеров; управлять человеческими ресурсами, финансами и процессами1.

Основным институтом, обеспечивающим контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими норм профессиональной этики, являются комиссии по служебной этике и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии в настоящее время созданы во всех государственных органах, типовое положение о комиссии утверждается указом Президента РФ (см. Приложение 3).

Этика в государственном аппарате основывается на моральных обязательствах служащих различного уровня управления перед обществом и государством, которые они должны соблюдать в процессе своей профессиональной деятельности. Основным ядром является ответственность и моральные обязательства госслужащих перед определенным объектом, в качестве которого может выступать: а) закон, этические нормы, социальные ценности, стандарты; б) определенное должностное лицо, клиенты, группа лиц или организация в целом. Поэтому при принятии решения может возникнуть проблема выбора приоритетов, когда необходимо принять решение на основе норм ответственности и обязательств перед этими объектами, что порождает конфликт ценностей или интересов. Государственные служащие должны ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственному органу.

Одним из главных вопросов в государственной службе является конфликт интересов (рис. 9.4), включающий следующие типы:

Конфликт между общественными и личными интересами;

Конфликт между лояльностью к организации и индивидуальной ответственностью;

Конфликт между целями организации и средствами их достижения;

Конфликт между политическими задачами и соблюдением принципов морального поведения и т.д.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или субъекта РФ, способное привести к причинению вреда этим законными интересам граждан, организаций, общества, России или ее субъекта. Лояльность к организации, отдельному лицу иногда рассматривается как высшая форма морали для государственных служащих. Поэтому главное в работе по урегулированию конфликта интересов заключается в том, чтобы понять источники и происхождение этого конфликта, а затем найти пути и механизмы его разрешения.

В качестве основного средства регулирования поведения служащих органов власти выступают два главных механизма.

1. Внешний контроль, который основывается на законах, этических кодексах и правилах, за невыполнение которых служащие несут ответственность, т.е. механизм надзора и расследований.

К внешнему контролю в данном случае следует отнести такие меры:

Отлаженный механизм подотчетности государственных служащих;

Этические кодексы, утверждаемые в каждом государственном органе;

Законодательство по этике государственной службы.

2. Внутренний контроль, основанный на нравственных убеждениях, системе личных и профессиональных ценностей и социальных норм, проявляющихся в момент принятия решения или иной деятельности.

Внутренний контроль как средство регулирования поведения чиновников (так называемый моральный максимум) включает:

Определенные поведенческие ориентации;

Этические ценности и убеждения;

Этические аспекты принятия решений (в том числе бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).

Отметим один из важных элементов управления административной этикой - подотчетность (внутреннюю и внешнюю). Это система и механизм контроля работы государственных служащих и распределения ответственности, принимающие как формальный, так и неформальный характер. Выражается это в том числе в обязанности государственных служащих регулярно предоставлять представителю нанимателя сведения об имуществе, находящемся в их собственности, а также доходах и обязательствах имущественного характера. В конечном итоге, уровень соблюдения этических стандартов проявляется в этическом поведении - следовании определенным моральным нормам и недопущении неэтических действий и решений.

Одной из важнейших задач является формирование профессиональной этики госслужащих, что неотделимо от работы по повышению их компетентности и общего уровня профессионального развития. Чтобы добиться результатов, необходимо, во-первых, определить основы профессиональной этики в государственном управлении, во-вторых, зафиксировать моральные стандарты и нормы служебного поведения в этическом кодексе государственной службы, в-третьих, создать механизмы обеспечения и систему поддержки этическому кодексу.

Особую роль в регулировании этических вопросов государственной службы играют законодательные акты, определяющие юридические нормы поведения служащих (этический минимум) и устанавливающие меру наказания для тех, кто их нарушает. В этих законодательных актах указывается, что не должен делать государственный служащий в определенных обстоятельствах, особо оговариваются вопросы, относящиеся к их финансовому положению и декларированию ими личных доходов и источников поступления, определяются принципы открытости органов власти. Рассмотрим сферы применения законодательных актов, относящихся к этическим аспектам государственной службы.

1. Виды деятельности государственных служащих. Это нормативные акты, регулирующие конфликты интересов, решающие вопросы трудоустройства после увольнения со службы, принятие подарков, получение гонораров, работу по совместительству и др.

2. Финансовое положение государственного служащего - специальные нормы, обязывающие госслужащих предоставлять декларацию о своих доходах и источниках их поступления.

3. Регулирование лоббистской деятельности - законы, защищающие органы государственной власти от чрезмерного давления групп интересов и лоббистов; определяющие принципы и формы взаимодействия законодателей с представителями этих групп, правовые рамки их деятельности.

4. Статус специальных служб (этических комиссий) - законы, устанавливающие статус служб, формируемых для урегулирования конфликтов и решения этических проблем в госаппарате.

Наряду с административным судопроизводством имеется неформальное дисциплинарное производство, когда многие вопросы служебной этики и дисциплины рассматриваются комиссиями, состоящими из людей, пользующихся авторитетом у сотрудников. Во всех странах большое распространение получили профессиональные (служебные) этические кодексы, устанавливающие нормы поведения (этический максимум), наиболее желательные с точки зрения интересов общества и государства. Это стандарт, с которым надо сравнивать свои поступки и решения, а также оценивать поведение служащих при выполнении должностных обязанностей. Этические кодексы могут быть эффективными только в совокупности с использованием системы поощрения и стимулирования высокоморального поведения персонала.

Средством улучшения морального климата в государственном аппарате является этическое воспитание служащих, которое включает три элемента: профессиональную социализацию; обучение; тренинг. В результате этического воспитания они должны получить необходимые знания, навыки и ценностные ориентации в области профессиональной этики, что непосредственно влияет на содержание и уровень развития административной культуры.

Особо выделяются этические дилеммы, т.е. ситуации, при которых этичное поведение в отношении одной группы (индивида) неразрывно связано с неэтичным поведением по отношению к другой группе (индивиду), или соблюдение одного этического принципа неизбежно ведет к нарушению другого этического принципа. Можно привести следующие этические дилеммы в государственной службе: эффективность управления и соблюдение законности, индивидуальная и коллективная ответственность, соблюдение открытости и рациональности при принятии решения и др. При возникновении этических дилемм государственным служащим рекомендуется опираться на существующее законодательство и следовать основным принципам, выработанным на основе практического опыта многих стран. Эффективным методом согласования интересов и решения моральных дилемм является ориентация на развитие "этического диалога" между всеми заинтересованными сторонами.

30. Охарактеризуйте нравственные требования к государственном служащим РФ

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

Требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

· Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

· Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

· Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

· Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

1 Основные характеристики возникновения этики государственной и муниципальной службы

Государственная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы находятся в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Муниципальная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения.

Государственная и муниципальная службы предполагают наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий. На разных уровнях государственной и муниципальной служб объем властно-распорядительных полномочий различен.

Этика государственной и муниципальной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей.

В организации госслужбы и муниципальной службы и их функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от служащих моральными качествами.

1. Специфическая форма оплаты труда в муниципальной службе;

2. Её территориальное устройство;

3. Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

4. Особый характер текучести рабочей силы;

5. Особая заинтересованность отдельных слоев населения в деятельности муниципальной службы.

Таким образом, этика как государственного, так и муниципального служащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственные и муниципальные служащие - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми они должны обязательно обладать.

2 Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения.

Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие:

1 они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое;

2 они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества - государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам;

3 их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан;

4 обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок;

5 на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

Государство и право различаются также по нескольким характеристикам:

1 государство - это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством;

2 основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов;

3 государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение;

4 государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

3 Основные функции этикета на государственной и муниципальной службе

Этикет на государственной и муниципальной службе выполняет различные функции. Выделяют:

Информационную функцию;

Функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;

Функцию социального контроля и социального влияния;

Функцию создания психологического комфорта.

Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному и муниципальному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

4 Нравственные основы и принципы государственного и муниципального управления

Нравственные требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий

1. Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного и муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину.

2. Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения, определяют обязательное наличие таких качеств как: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать.

3. Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного и муниципального служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная и муниципальная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

4. При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной и муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к служащему как при поступлении на государственную или муниципальную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

5. Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству. Государственный или муниципальный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений.

6. Соблюдение принципов государственной службы.

7. Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по муниципальной должности.

8. Честная служба государству.

9. Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций.

10. Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой.

11. Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.

12. Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы.

13. Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды.

14. Не заниматься предпринимательской деятельностью.

15. Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней.

16. Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами; муниципального государственного служащего.

17. Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях.

18. Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

19. В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

5 Принципы профессиональной этики государственного и муниципального служащего

Исходным для профессиональной этики муниципального служащего является принцип гуманизма , т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, муниципальному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Профессиональная этика муниципального служащего должна включать в себя принцип патриотизма . Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение муниципального служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации. Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл.

Следующий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения . Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

Уважение к традициям и обычаям каждого народа и следование им - ещё один принцип современного делового этикета . Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета - принцип субординации , диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения.

Принцип паритетности проявляется в том, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.