Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);


В министерстве транспорта были сформированы нормы расхода топлива на 2017 год (таблица от Минтранса) , которые следует знать всем предпринимателям. Такой нормой определяется среднее необходимое количество бензина, газа или солярки, в зависимости от вида автомобильного транспорта и с учетом конкретного километража. Зачастую литраж рассчитывается на путь длительностью в сто километров.

Норма расхода топлива является актуальным показателем для всех организаций, которые владеют служебными машинами. Под категорию служебных машин попадают все транспортные средства, которые зачислены в баланс предприятия, и используются для выполнения рабочих задач.

Естественно, что все транспортные единицы нуждаются в топливе для того, чтобы они могли использоваться предприятием. Обеспечить этим топливом их должна сама компания, а все соответствующие расходы учесть в налоговой проводке и бухгалтерской документации. С помощью норм расхода для каждой транспортной единицы можно учитывать затраты топлива, отслеживать сливы, перерасходы, и проводить списание, если это законодательно разрешено. Норма расхода топлива – это показатель, который помогает бизнесменам выполнять следующие операции:

  • Вести всю необходимую отчетность;
  • Определять показатели себестоимостей того или иного рейса, общую сумму затрат на рабочие разъезды, которые осуществлялись при помощи служебного транспорта, за определенный временной промежуток;
  • Ориентироваться на показатели при формировании системы налогообложения;
  • Опираться на значения в процессе ведения расчетных операций с рабочими, использующими транспорт компании для выполнения своих рабочих обязанностей.
В поле материальных расходов бухгалтеру необходимо вписывать только столько топлива, сколько позволяет расходная норма, установленная законодательством. Весь перерасход горючего учитывается в другом поле, как внереализационный расход. Следовательно, из израсходованного за отчетный период времени количества горючего нужно вычесть нормы расхода топлива , а остальной расход записать, внереализационный. На то, сколько должно использоваться горючего, влияние оказывает влияние тип, возраст авто, а так же условия ее эксплуатации.

Как правильно оформляется списание топлива в 2017

Минтран с регламентирует определенные правила, которыми должны руководствоваться предприниматели, если они списывают какое-либо количество топливных ресурсов. Вот основные требования законодательства:
  • Предприятия, чья деятельность ориентирована на грузовые перевозки, списывают топливо с использованием путевых листов, фиксируя в них данные пробега автомобилей;
  • Для того чтобы вести бухгалтерский учет, используется десятый счет и субсчета. Если необходимо указать приходное топливо, то это считается дебетом десятого счета, а для информации о списании используется кредит этого же счета. Количество списанного топлива – нормированный показатель (нормативный или локальный), умноженный на один литр топлива;
  • Налоговый учет предполагает списание в материальных или прочих расходах. Для транспорта, который перевозит грузы, топливные затраты должны учитываться именно в категории материального расхода. Для служебного транспорта следует выбрать строку прочих расходов;
  • Для ведения налогового учета Минтранс допускает использование норм или фактического количества топлива;
  • Для тех видов транспорта, которые использует компания, но они не являются прописанными в нормативных актах министерства транспорта, допускает самостоятельный расчет норм;

Образец приказа о нормах расхода топлива на 2017 год (последняя редакция)

Нормы расхода топлива от Минтранс РФ: последняя редакция (таблица)

В текущем году компании, которые используют свои собственные автопарки, могут рассчитывать расход топливных ресурсов сами, или же на основании предписаний министерства транспорта. Ведь именно в 2017 году было сказано, что все нормы расхода топлива , которые приняли в министерстве, нельзя считать единственно правильными и обязательными. Скорее они охарактеризованы, как рекомендации для предпринимателей. Так что бухгалтера могут сами устанавливать, какие показатели будут наиболее оптимальными именно для их фирмы. Далее приведем таблицу, которая содержит рекомендованный расход топлива в 2017 году .

Таблица: нормы расхода топлива авто на 2017 год (последняя редакция)


Эта табличная форма содержит далеко не все варианты, марок машин намного больше. Для того чтобы изучить полный список, достаточно изучить документ, который содержит , важно, чтобы он был утвержден министерством транспорта страны. Чтобы рассчитать нормативную величину затрат топлива на конкретную машину, следует иметь информацию о ее виде. Машина может быть грузовая или легковая, или же тягачом, предназначенным для специальных работ. Далее, по табличной форме отыскать точное название марки и модели машины, и выделить просчитанную ранее расходную норму. Некоторые машины имеют такие эксплуатационные характеристики, которые являются основанием для применения повышающей надбавки. В таком случае нормы расхода топлива на 2017 год должны учитывать и ее. Рассмотрим ситуации, в которых могут быть использованы такие надбавки.

Повышающая надбавка – когда использовать?

  1. Практически все машины используют большее количество горючего в холодную пору, поэтому нормы расхода топлива поднимаются на пять, а иногда и двадцать процентов. Размер надбавок, так же, как и период ее работы, зависит от региона расположения предприятия;
  2. Машина, которая используется в горных местностях, получает аналогичную надбавку. Ее процентное значение зависит от расположения места относительно морского уровня;
  3. Оказывают влияние на нормы расхода топлива и городские дороги. Играет роль фактор числа граждан, которые проживают на территории того или иного города страны. Здесь показатель надбавки колеблется от пяти до двадцати пяти процентов;
  4. Аналогичные надбавки могут иметь место и в случае с городским транспортом.
Помимо этого, надбавки формируются и на основании возрастных параметров машины. То есть, чем дольше ее эксплуатируют, тем больше составляет сумма надбавки при расчете нормы топливных ресурсов. Например, машина с пробегом большим, чем сто тысяч километров, эксплуатируется более, чем пять лет, ее нормы расхода топлива возрастут на пять процентов. Для того чтобы правильно рассчитать расход топлива в 2017 году , нормы, которые установил Минтранс , зачастую оказываются очень хорошими помощниками. В современное время даже небольшие компании имеют служебный транспорт, а иногда и не одну единицу, поэтому данный расчет актуален для бизнесменов нашего времени.

Расход топлива в 2017 году: порядок, правила

Многие компании в этой области применяют небольшую хитрость. Они проводят расчеты на основании самостоятельной работы, однако, в общении с проверяющими органами утверждают, что использовали нормы расхода топлива , которые рекомендовал Минтранс , но допускают некоторые коррективы в виду особенностей работы автомобильного парка. Подсчет показателей использования горючего для каждой машины осуществляется путем деления расходного топлива на пройденное расстояние, и умноженное на сто. Именно по такой формуле можно вычислить необходимое количество горючего для конкретной служебной машины на прохождения ста километров.

Не только нормы топлива на 2017 год могут быть различными, в зависимости от сезонности, автомобили тоже показывают разные объемы топливного расхода. Аналогичная ситуация наблюдается и в горных, городских районах. Машина может потреблять один литраж бензина на трассе, который увеличится при езде по горам. Именно поэтому нормы расхода топлива и варьируются в зависимости от условий дорожного движения. Рассмотрим пример расчета расходного показателя.

Автомобиль выехал из пункта 1 в пункт 2, расстояние между которыми составляет 4000 километров. За весь путь он растратил 900л. Топлива. Для определения его расходного показателя на путь в сто километров придется 900\4000*100 = 22,5л. Есть и более сложные формулы, которые позволяют подробно рассчитать показатель, но чаще всего используется такой вариант. Для того чтобы проверить правильность расчета, полученного по формуле, можно сравнить его с тем коэффициентом, который приводят нормы расхода топлива в 2017 году.

Каролина Емельянова

Организации, у которых на балансе есть автотранспорт, должны списывать топливо по новым нормативам, утвержденным Минтрансом. Теперь по нормам можно также списывать ГСМ, израсходованное новыми автомобилями отечественного производства семейства ВАЗ и УАЗ.

Что случилось?

Минтранс России издал распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р , которым изменил нормы расхода топлива для организаций. Изменения в нормах расхода топлива связаны с расширением перечня автомобилей. В действующие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р были включены марки автомобилей, которых там раньше не было:

  • Lada Granta,
  • Priora,
  • Vesta;
  • УАЗ-Patriot;
  • автобусы ГАЗ, МАЗ, ПАЗ;
  • ГАЗон Next C41R11

Кроме того, в методичку внесены дополнительные повышающие коэффициенты к нормам списания ГСМ для крупных городов.

Какие нормы расхода ГСМ должны применять организации

Сразу отметим, что при расчете налогов организации и ИП не обязаны руководствоваться нормами, рекомендованными Минтрансом. Можно разработать и свои нормы необязательно. Но если организация решила руководствоваться именно нормами Минтранса, учитывая расходы по налогу на прибыль или на УСН, то изменения необходимо принять во внимание. А также обновить документы и учетную политику, при необходимости. В частности, нужно нужно издать обновленный приказ директора о нормах расхода топлива. В этом документе нужно сослаться на новое распоряжение Минтранса.

В приказе необходимо указать все марки транспортных средств на балансе компании и рассчитать для них лимиты расхода ГСМ. Сделать это удобнее в виде таблицы. Пр этом летние и зимние нормсы расхода топлива можно утвердить одним приказом. Для этого этого в нем должны быть указаны точные даты, с которых списывать топливо нужно по летним или зиммним нормативам.

Новый перечень автомобилей, по которым Минтранс разработал нормы расхода ГСМ также приведен в виде таблицы. Он выглядит так:

Lada Granta 219010 1.6

Lada Granta 219170 1.6

Lada Priora 217020 1.6

Lada Kalina 219410 1.6

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)

(Renault K4M 490)

УАЗ-3163-10 Patriot

Обратите внимание также на то, что Минтранс регулярно обновляет не только перечень моделей автотранспорта в Методических рекомендациях, но и повышающие коэффициентов к нормам. В частности, последним распоряжением был внесен повышающий коэффициент для городов с населением от 1 млн человек. Теперь если организация эксплуатитирует автотранспортные средства в городе:

  • с населением более 5 млн человек, то норма расхода топлива увеличивается на 35%;
  • с населением от 1 млн до 5 млн человек, то норма расхода ГСМ повышается на 25%.

Зависимость расхода топлива от пробега и сролка эксплуатации автомобиля

Помимо вышеописанных изменений Минтранс изменил подход к нормативам расходования топлива для автомобилей с разным сроком эксплуатации. Теперь повышающий коэфициент по пробегу и возрасту транспортного средства можно применять после достижения только одного из следующих признаков:

  1. пробег более 100 тыс. километров или срок экссплуатации более 5 лет - до 5%;
  2. пробег более 150 тыс. километров или срок эксплуатаации более 8 лет - до 10%.

Раньше Минтранс обязывал автовладельцев одновременное соблюдать эти условия и по пробегу и по возрасту автомобилей.

Особенности примения нормативов

Кроме того, чиновники обновили разновидности нормирования расхода горюче-смазочных материавлов:

  • базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
  • транспортная норма (аналогично базовой, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
  • автобусная (учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • самосвальная (учитывается масса и нормативная загрузка);
  • транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).


Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23. Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями. К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

Утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.

В современном мире практически все контролируется различными нормами и правилами.

С одной стороны, – это усложняет жизнь и накладывает определенные ограничения на деятельность человека.

С другой – четкая регламентация основных положений позволяет в любой сфере минимизировать самоуправство. Аналогичная ситуация сложилась и с нормами расхода топлива на автомобильном транспорте.

Актуальность регулирования затрат на горюче-смазочные материалы связана с повсеместным использованием автомобилей в коммерческой деятельности. Но прежде чем преступить к непосредственному расчету , необходимо разобраться с понятием и назначением нормативного параметра.

Не следует путать эксплуатационные затраты с контрольным расходом горючего, который указывается в инструкции завода-изготовителя.

В отличие от официальной цифры, эксплуатационная трата топлива рассчитывается для реальных условий работы автомобиля, учитывающих:

  • загрузку транспортного средства;
  • плотность дорожного движения;
  • погодные условия;
  • состояние дороги;
  • время года;
  • использование дополнительного оборудования (например, кондиционера).

Кроме того, действительное потребление топлива отражает манеру езды конкретного водителя, а также, техническое состояние самой машины.

Все эти параметры носят переменный характер, а значит, и эксплуатационный расход горючего постоянно изменяется в процессе работы. По этому, министерством транспорта выведены формулы, отображающие усредненные показатели затрат на горюче-смазочные материалы, которые и получили название нормативного расхода.

А реальное значение затрат получают из расчета ГСМ по норме.

Для чего нужны нормы расхода ГСМ

Расходы на топливо и смазочные материалы – обязательная составная общих затрат практически любого предприятия.

В идеале, каждый руководитель должен стремиться к минимизации расходов, но в то же время, завышенные показатели снижают налогооблагаемую прибыль компании. По этому, органы налоговой инспекции требуют экономического обоснования заявленного потребления моторного масла и горючего.

При расчете чистой прибыли, подверженной обложению налогами, нужно отталкиваться от 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации. В документе прописаны далеко не все виды расходов предприятия, но затраты на служебный транспорт в нем отмечены как отдельная категория, в которую входит и пункт 11, регламентирующий приобретение горюче-смазочных материалов.

Следует понимать, что закон не ограничивает затраты на расходные материалы определенной суммой, но в то же время, их величина должна находиться в разумных пределах. И не смотря на то, что нормы расхода ГСМ, рассчитанные транспортным ведомством, не являются догмой, в случае значительных расхождений, налоговая служба может использовать их как убедительный аргумент в суде.

Как расчитать расход ГСМ

Министерство транспорта предоставляет не только базовую норму затрат на горючее и смазочные материалы, но и способ, указывающий как рассчитать расход топлива по норме, включающий формулу для произведения вычислений, а также, необходимые поправочные коэффициенты.

Математическое выражение для подсчета израсходованных литров бензина (или дизельного топлива) различается, в зависимости от типа транспортных средств.

Для легковых автомобилей формула имеет вид:

А = 0,01 · Б · L · K,

где А – нормативный расход;

Б – базовая норма, указанная в Руководящем документе;

L – пробег автомобиля;

K – суммарный коэффициент поправки.

Величина К зависит от нескольких факторов, таких как сезонно-климатические условия, возраст автомобиля, использование кондиционера, работа с прицепом и прочих.

В зимний период к полученному нормативному расходу прибавляют от 5% (в Южных и Центральных регионах) до 20% (в условиях Крайнего Севера).

Населенность местности также влияет на затраты горючего. При эксплуатации машины в городах с проживанием 100-250 тыс. человек, расход ГСМ увеличивается на 10%, а в мегаполисах с населением более 3 млн. – на 25%. Все нормы расхода, коэффициенты и условия эксплуатации автотранспорта происканы в специальных .

Автомобили старше 5 лет, или прошедшие больше 100 тыс. км пробега, расходуют на 5% больше топлива, чем их новые аналоги, а машины старше 8 лет – на 10%.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов увеличивает расход топлива на величину от 15 до 35%, а использование климат-контроля или кондиционера – на 7%.

Формула для расчета затрат горюче-смазочных материалов для грузовых автомобилей и автопоездов более сложная, так как по учитывает объем транспортных работ, норму расхода горючего на перевозку 1 тонны на 1 км, собственную массу авто, а также, массу прицепа и груза.

Пример расчета ГСМ

Для того, чтобы принцип вычисления затрат на топливо был более понятным, постараемся разобраться как рассчитать расход ГСМ на примере автомобиля ВАЗ-2109, который более 5 лет эксплуатируется на дорогах Москвы с месячным пробегом, взятым из , в 1800 км.

Первым делом, в руководящем документе находим базовую норму затрат. Для рассматриваемой машины она равна 7,7 л на 100 км. Затем, по таблицам начинаем подбирать коэффициенты поправки:

  • Население Москвы значительно превышает 3 млн. человек, а значит – можно смело принимать поправку в 25%.
  • Поправка на возраст авто равна 5%.

Таким образом, увеличение расхода топлива составляет 30%, что соответствует поправочному коэффициенту 1,3.

Подставляя все значения в формулу для легковых автомобилей, получаем:

А = 0,01 · 7,7 · 1800 · 1,3 = 180,2 литра

На практике, эта величина допускает отклонение до 10%, что связано со многими факторами, которые невозможно учесть при математическом подсчете.

В общем же, метод расчета нормативного расхода топлива продуман достаточно грамотно, и используется не только для контроля предприятий налоговыми органами, но также, позволяет и самим руководителям фирм планировать свои затраты на эксплуатационные материалы.